Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

ОБЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Материал из m-17.info

Перейти к: навигация, поиск

Ознакомившись, поскольку это было для меня возможно, с существующими знаниями, я поставил себе следующий вопрос: Какой труд был бы наиболее полезным для прогресса науки и для улучшения судьбы человеческого рода?

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА

Все, что было в прошлом, и все, что про- изойдет в будущем, образует один ряд, |δ первые члены которого составляют прошлое, а последние — будущее. Таким образом, изучение пути, пройденного человеческим разумом до настоящего дня, укажет нам, какие полезные шаги остается сделать разуму на путях науки и счастья. Но было бы неудобно вести это исследование с начального момента; здесь не место давать читателю всю

историю прогресса человеческого разума. Это противоречило бы естественному порядку вещей; это значило бы поместить само произведение во вступление, которое должно содержать только чрезвычайно краткий обзор произведения. Я поэтому ограничусь здесь исследованием ближайшего к нам отрезка времени. Я не буду восходить дальше XV в. и, если мне придется говорить об отдаленном прошлом, я ограничусь лишь самым беглым обзором его. В XV в. народное образование было почти всецело богословское. Начиная с реформы Лютера и до блестящего века Людовика XIV изучение светских, греческих и латинских, авторов постепенно стало входить в программу народного образования; это изучение, беспрерывно расширявшееся за счет богословия, заняло, наконец, исключительное положение, и так называемая священная наука была загнана в специальные школы, получившие наименование семинарий и посещавшиеся только теми, кто посвящал себя духовной деятельности. В царствование Людовика XV в школах начали преподавать физические и математические науки, при Людовике XVI они уже играли важную роль; наконец, дошло до того, что в настоящее время они являются существенной частью образования. Изучение литературы рассматривается теперь только как предмет удовольствия. Различие в этом отношении между старым порядком вещей и

новым, между порядком, существовавшим пятьдесят, сорок и даже тридцать лет тому назад, и нынешним очень велико: в эти довольно еще близкие к нам времена, когда хотели знать, получил ли человек отличное образование, спрашивали: хорошо ли он овладел греческими и латинскими авторами? А теперь спрашивают: силен ли он в математике, знаком ли он с новейшими открытиями в физике, химии, естественной истории, одним словом, сведущ ли он в положительных науках, в опытных науках? Припоминая общие, известные всем образованным людям сведения о пути, которым шел человеческий разум с первых шагов своего развития, размышляя, в частности, о пути, которым он идет с XV в., мы видим следующее: 1. Начиная с этой эпохи разум стремится обосновывать все свои суждения на наблюденных и исследованных фактах; на этом положительном фундаменте он уже преобразовал астрономию, физику, химию, и эти науки составляют в настоящее время основу народного образования. Отсюда необходимо приходим к заключению, что и физиология, частью которой является наука о человеке, будет изучаться методом, принятым в других физических науках, что она будет введена в народное образование, когда станет наукой п о з и т и в н о й . 2. Частные науки суть элементы общей науки; общая наука, т. е. философия, должна

была быть гадательной, пока гадательными были частные науки; она стала наполовину гадательной и позитивной, когда некоторые из частных наук стали позитивными, а другие оставались еще гадательными; она станет совершенно позитивной, когда все частные науки станут таковыми. Это будет тогда, когда физиология и психология будут основаны на наблюденных и исследованных фактах, ибо не существует явления, которое не было бы или астрономическим, или химическим, или физиологическим, или психологическим. Можно поэтому представить себе время, когда философия, преподаваемая в школах, будет п о з и т и в н о й. 3. Системы религии, общей политики, морали, народного образования суть не что иное, как применения системы идей, или, если угодно, это одна система мышления, рассматриваемая с различных сторон. Поэтому с построением новой научной системы, очевидно, будут преобразованы системы религии, общей политики, морали, народного образования, а следовательно, реорганизуется и духовенство. 4. Национальные организации суть част- ные применения общих идей о социальном порядке, и преобразование общей системы европейской политики повлечет за собой национальные преобразования различных народов, образующих своим политическим объединением это великое сообщество.

В наиболее сжатом виде мысль, которая будет развита в моем труде, может быть выражена так: Всю работу человеческого разума до того, как он начал основывать свои суждения на наблюденных и исследованных фактах, нужно рассматоивать как предварительную работу. Общая наука не станет позитивной до тех пор, пока все частные науки не будут основаны на наблюдениях. Общая политика, включающая религиозную систему и организацию духовенства, станет позитивной наукой только тогда, когда Философия во всех своих частях сделается н а у к о й н а б л ю д е н и я , ибо общая политика есть применение общей науки. Национальные политические системы необходимо усовершенствуются, когда будут улучшены установления общей политики. Мы покажем, что наиболее полезный труд, который мог бы быть выполнен, заключается в составлении четырех очерков, из которых первый строит науку о человеке на позитивных началах, второй дает позитивные основы общей философии, третий содержит план реорганизации духовенства и четвертый рассматривает вопрос о реорганизации национальных установлений. Для доказательства справедливости этой мысли необходимо подробнее исследовать, что произошло с начала XV в.; этим я сейчас и займусь.

Чтобы уточнить вопрос, я исследую изменения, которым подверглась ученая корпорация. Я последовательно рассмотрю се организацию в настоящее время, в XV в. и в наиболее замечательную промежуточную эпоху. Ученая корпорация делится теперь на две различные части, или, вернее, существуют две ученые корпорации; труды каждой из них обнимают всю систему наших знаний, однако их занятия существенно различны: одна имеет целью преподавание наук — это университет, а другая работает в целях пополнения научной системы — это Институт. 16 Важно отметить, что духовенство, занимающееся усовершенствованием и преподаванием с т а р о й научной системы, образует в настоящее время класс, совершенно обособленный от класса ученых, разрабатывающих н о в ую научную систему, которою исключительно занимается молодежь в главных школах. Подобная организация научной работы глубоко разнится от ее организации в XV в. и стоит гораздо выше; в ту эпоху не существовало другой ученой корпорации, кроме университета. Тогда, как и теперь, единственным его занятием было народное образование, так что в то время ни одна корпорация не посвящала себя усовершенствованию системы человеческих знаний и пр. Возвращаюсь к «Очерку», вступлением к которому является настоящее рассуждение.

Мое понимание науки о человеке будет основано на произведениях Вик-д'Азира, Биша, Кондорсэ и Кабаниса, 17 или, вернее, я постараюсь в этом «Очерке» связать, сочетать, привести в порядок и дополнить идеи, высказанные этими четырьмя авторами, так, чтобы создать из них одно систематическое целое. Кабанис и Биша, без сомнения, занимались вопросами в высшей степени интересными, но каждый из них интересовался только одним частным вопросом в науке о человеке, и я не счел нужным посвящать какой- нибудь отдел этого «Очерка» исследованию их идей, а рассматривал их как дополнения к идеям Вик-д'Аэира. Этот «Очерк» будет разделен на две части: в первой я исследую идеи Вик-д'Азира, а во второй — идеи Кондорсэ. Эти исследования будут носить совершенно различный характер; я мало уделю места критике Вик-д'Азира, так как его отдельные идеи вообще кажутся мне весьма справедливыми, и займусь только их согласованием и пополнением, чтобы образовать из них, насколько возможно, крупные последовательные ряды. По отношению к Кондорсэ я поступлю совершенно иначе. Я буду его сильно критиковать, потому что все его отдельные идеи меня не удовлетворяют, и я переработаю его произведение, общая идея которого удивительно справедлива и возвышенна. Тачим образом, в первой части я рассмотрю науку о человеке как и н д и в и д е , а во второй —

науку о нем как р о д е . Я буду говорить и о роде в первой части и об индивиде во второй, но только попутно. Во всех частях моего труда я займусь установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний...


Личные инструменты