|
|
(26 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 2: |
Строка 2: |
| [[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]] | | [[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]] |
| <small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small> | | <small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small> |
| + | ---- |
| + | <center>'''СЕН-СИМОН'''<br> |
| + | ''Избранные сочинения'' |
| + | </center> |
| + | * ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок первый (1808)]]''' |
| + | * ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок второй (1808)]]''' |
| + | * ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок третий (1810)]]''' |
| + | * ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок четвертый (1812)]]''' |
| + | ---- |
| + | <center>'''СЕН-СИМОН'''<br> |
| + | ''Избранные сочинения'' |
| + | </center> |
| + | * ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Первое письмо]]''' |
| + | * ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Ответ друга]]''' |
| + | * ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Второе письмо]]''' |
| + | * ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Третье письмо]]''' |
| + | ---- |
| + | <center>'''СЕН-СИМОН'''<br> |
| + | ''Избранные сочинения'' |
| + | </center> |
| + | * ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ОБЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ]]''' |
| + | * ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]''' |
| + | * ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ПИСЬМО К ФИЗИОЛОГАМ]]''' |
| + | * '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ]]''' |
| + | * '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ]]''' |
| + | * ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ПЕРВОГО ОЧЕРКА]]''' |
| + | * '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]''' |
| + | * ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ВТОРОГО ОЧЕРКА]]''' |
| + | * ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ОЧЕРКА]]''' |
| + | ---- |
| + | <center>'''СЕН-СИМОН'''<br> |
| + | ''Избранные сочинения'' |
| + | </center> |
| + | * '''[[ПИСЬМА К АМЕРИКАНЦУ Письмо первое]]''' |
| + | |
| + | <br> |
| ---- | | ---- |
| Академик В. Я. ВОЛГИН | | Академик В. Я. ВОЛГИН |
Строка 7: |
Строка 43: |
| '''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА''' | | '''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА''' |
| | | |
- | * [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]] | + | * В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]]''' |
- | * [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]] | + | * В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]]''' |
- | * [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]] | + | * В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]]''' |
- | * [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]] | + | * В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]]''' |
- | * [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]] | + | * В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]]''' |
| + | |
| + | ---- |
| + | Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 1. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-23.7M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма») |
| + | |
| + | СОДЕРЖАНИЕ: |
| + | |
| + | В.П. Волгин. Социальное учение Сен-Симона (5). |
| + | |
| + | ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ |
| + | |
| + | Жизнь Сен-Симона, описанная им самим (89). |
| + | |
| + | Письма женевского обитателя к современникам (105). |
| + | |
| + | Очерк науки о человеке (146). |
| + | |
| + | Труд о всемирном тяготении (209). |
| + | |
| + | Письма к американцу (291). |
| + | |
| + | Взгляд на собственность и законодательство (350). |
| + | |
| + | Притча («Парабола») (428). |
| + | |
| + | О теории общественной организации (435). |
| + | |
| + | Примечания (453). |
| + | |
| + | Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 2. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-25.5M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма») |
| + | |
| + | СОДЕРЖАНИЕ: |
| + | |
| + | О промышленной системе (5). |
| + | |
| + | 1. Предисловие (5). |
| | | |
| + | 2. Введение (22). |
| | | |
| + | 3. Послание королю (29). |
| | | |
- | IV
| + | 4. Обращение к друзьям человечества (61). |
| | | |
- | Какова же была практическая программа
| + | Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) (102). |
- | Сен-Симона? Как представлял он себе будущий
| + | |
- | промышленный строй? Мы уже знаем,
| + | |
- | что социально-политически переход от существующего,
| + | |
- | неорганизованного состояния, являющегося
| + | |
- | продуктом разложения феодального
| + | |
- | строя, к промышленной системе мыслится
| + | |
- | Сен-Симоном как переход ©ласти из рук
| + | |
- | феодальных и промежуточных общественных
| + | |
- | групп в руки промышленников и ученых.
| + | |
- | ДЛЯ него это равносильно переходу дела
| + | |
- | управления государством от бездельников и
| + | |
- | паразитов к трудящимся. Формы, в которых
| + | |
- | он изображает в различных произведениях
| + | |
- | 4*
| + | |
| | | |
- | самую организацию власти промышленников
| + | Катехизис промышленников (121). |
- | и ученых, довольно разнообразны, но существо
| + | |
- | этой организации всегда остается приблизительно
| + | |
- | одним и тем же: духовная
| + | |
- | власть сосредотачивается в Академии, светская
| + | |
- | — в Совете промышленников. * Существующие
| + | |
- | органы власти этим отнюдь не
| + | |
- | упраздняются. Остается король, остается
| + | |
- | министерство, остаются палаты. Но законодательная
| + | |
- | инициатива, составлеиие бюджета,
| + | |
- | контроль за его исполнением — все это передается
| + | |
- | новым органам, к которым и переходит
| + | |
- | вследствие этого реальная власть.
| + | |
- | Новые общественные силы, получив
| + | |
- | власть, должны будут неизбежно поставить
| + | |
- | перед собой новые цели, принципиально отличные
| + | |
- | от целей старой власти. «До настоящего
| + | |
- | времени,— говорит Сен-Симон,— правители
| + | |
- | смотрели на народы как на свои вотчины:
| + | |
- | все их политические планы были направлены
| + | |
- | или на эксплоатацию этих вотчин, или
| + | |
- | на их увеличение». ** Этому принципу старой
| + | |
- | власти противопоставляли в борьбе с нею
| + | |
- | принцип свободы. Его было необходимо провозгласить
| + | |
- | тогда, когда свобода всячески угнеталась,
| + | |
- | когда нужно было сдерживать произвол.
| + | |
- | Но при построении промышленной и
| + | |
- | научной системы свобода не может быть
| + | |
- | целью. Люди соединяются в общества вовсе
| + | |
- | не для обеспечения свободы, так как свобод-
| + | |
- | * Oeuvres choisies, III, 205, 308—309 и др.
| + | |
- | ** Там же, II, 365.
| + | |
| | | |
- | нее всего они в изолированном состоянии.
| + | Рассуждения литературные, философские и промышленные (273). |
- | Идея свободы как цели общественной организации
| + | |
- | есть пустая и метафизическая идея,
| + | |
- | соответствующая потребностям переходного
| + | |
- | времени разложения феодально-богословского
| + | |
- | строя. Точно так же «нелепа формальная
| + | |
- | идея порядка в качестве цели общества.
| + | |
- | Поддержание порядка — средство, а не цель
| + | |
- | для общества. Это — основное условие, при
| + | |
- | котором общество может посвятить себя какой-
| + | |
- | либо деятельности, но отнюдь не содержание
| + | |
- | деятельности. * Гораздо ближе к истине
| + | |
- | те, кто провозглашает в качестве основного
| + | |
- | принципа для нового общества благо нации.
| + | |
- | Но и это неопределенно: благо нации
| + | |
- | допускает самые различные толкования, всякий
| + | |
- | правитель может понимать его соответственно
| + | |
- | своему вкусу. Если он честолюбив,
| + | |
- | он будет видеть благо народа в завоеваниях,
| + | |
- | если он любит роскошь, он будет считать
| + | |
- | благом постройку дворцов и устройство
| + | |
- | празднеств и т. п. Поэтому необходимо дать
| + | |
- | более точное определение цели общественной
| + | |
- | организации. Это определение гласит: «Целью
| + | |
- | общественной организации должно быть возможно
| + | |
- | лучшее применение в целях удовлетворения
| + | |
- | потребностей человека знаний, добытых
| + | |
- | науками, искусствами и ремеслами,
| + | |
- | распространение этих знаний, их развитие и
| + | |
- | возможно большее накопление — иными словами,
| + | |
- | возможно более полезное комбинирова-
| + | |
- | * Du système industriel, XII, 375.
| + | |
| | | |
- | ние всех отдельных работ в области наук,
| + | 1. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке (273). |
- | искусств и ремесел». * Стремление к возможно
| + | |
- | более широкому удовлетворению человеческих
| + | |
- | потребностей — характерная черта
| + | |
- | социальной философии Сен-Симона. Ему совершенно
| + | |
- | чужды аскетические тенденции,
| + | |
- | свойственные большинству более ранних утопистов
| + | |
- | (в том числе и бабувистам). | + | |
- | Сен-Симон нигде не дает более конкретной
| + | |
- | характеристики этой деятельности общества
| + | |
- | по комбинированию отдельных работ. По
| + | |
- | этому вопросу в его произведениях имеются
| + | |
- | лишь разбросанные там и сям намеки. Но во
| + | |
- | всяком случае самая идея общественной организации
| + | |
- | производства, общественного плана
| + | |
- | производства не есть случайная идея в
| + | |
- | учении Сен-Симона. Основная задача промышленной
| + | |
- | системы — установление ясного и
| + | |
- | разумно комбинированного плана работ,
| + | |
- | которые должны быть выполнены обществом.
| + | |
- | Наличие общего плана хозяйства — черта,
| + | |
- | наиболее резко отличающая систему, проповедуемую
| + | |
- | Сен-Симоном, от хозяйственной
| + | |
- | анархии, характерной для капиталистического
| + | |
- | строя. Это именно и позволяет ему именовать
| + | |
- | будущий общественный строй — а с с о ц
| + | |
- | и а ц и е й . ** Но это слово не должно вводить
| + | |
- | нас в заблуждение. Ассоциация Сен-
| + | |
- | Симона не предполагает общественной собственности
| + | |
- | на средства производства. У него
| + | |
- | * Oeuvres choisies, II, 370.
| + | |
- | ** Там же, II, 375.
| + | |
| | | |
- | нет речи об отмене частной собственности, об
| + | 2. Об общественной организации (318). |
- | экспроприации. Государство лишь в известной
| + | |
- | мере подчиняет деятельность отдельных
| + | |
- | промышленников общему плану, направляя
| + | |
- | ее в известное русло. Сохраняется, следовательно,
| + | |
- | и классовое строение общества, как
| + | |
- | сохраняется барыш предпринимателей. Сен-
| + | |
- | Симон прямо призывает не очень придираться
| + | |
- | к барышам промышленников, если они
| + | |
- | ведут работы, полезные для государства. *
| + | |
- | Необходимо,— говорит он,— поощрять возможно
| + | |
- | больше земледельческую, промышленную
| + | |
- | и торговую деятельность... Надо привлекать
| + | |
- | людей приманкой частных выгод к работам
| + | |
- | по устройству каналов, дорог и мостов,
| + | |
- | по осушению, распашке и орошению. Общество
| + | |
- | и в будущем сохранит, по мнению Сен-
| + | |
- | Симона, форму пирамиды.
| + | |
- | Как мы уже знаем, Сен-Симон не считает
| + | |
- | институт собственности вечным и неизменным.
| + | |
- | Этот институт подлежит усовершенствованию
| + | |
- | с изменением исторических условий:
| + | |
- | «до очевидности ясно,— говорит Сен-
| + | |
- | Симон,— что в каждой стране основным законом
| + | |
- | является тот, который устанавливает
| + | |
- | формы его организации, но из того, что этот
| + | |
- | закон является основным, еще не следует,
| + | |
- | что он не может быть изменен». Сен-Симон
| + | |
- | считает необходимым отыскание такого способа
| + | |
- | организации собственности, который | + | |
- | * Oeuvres choisies, II, 443.
| + | |
| | | |
- | доставил бы наибольшую сумму благосостояния
| + | Новое христианство (364). |
- | и свободы.
| + | |
- | Сен-Симон считает, что промышленная
| + | |
- | система будет системой максимально возможного
| + | |
- | равенства. Полное равенство немыслимо.
| + | |
- | Мы уже (видели, как Сен-Симон осуждает
| + | |
- | «страсть к равенству» эпохи буржуазной революции.
| + | |
- | Действительно осуществимое равенство
| + | |
- | состоит прежде ©сего в том, что в
| + | |
- | промышленной системе все являются трудящимися,
| + | |
- | паразитизм старых правящих групп
| + | |
- | исчезает. Общество есть союз людей, занятых
| + | |
- | полезными работами. Уже в «Письмах
| + | |
- | женевского обитателя» (1802) Сен-Симон
| + | |
- | провозглашает принцип всеобщего труда: «Все
| + | |
- | люди будут работать; они все будут смотреть
| + | |
- | на себя как на работников, прикрепленных к
| + | |
- | мастерской... На каждого возложена обязанность
| + | |
- | постоянно давать своим силам применение,
| + | |
- | полезное для человечества». Бесполезных
| + | |
- | для мастерской работников в ней не
| + | |
- | должно быть. * Различие между трудящимися
| + | |
- | лишь в том, что одни работают руками,
| + | |
- | другие — головой. Богатого только за то и
| + | |
- | будут кормить бедные, что он работает головой.
| + | |
- | Но место, которое каждый занимает в
| + | |
- | общественной системе, будет определяться не
| + | |
- | случайностью рождения, так как все привилегии
| + | |
- | будут уничтожены, а способностями.
| + | |
- | Как известно, из этого положения ученики
| + | |
- | Сен-Симона сделали вывод об отмене права
| + | |
- | • Oeuvres de S.-Simon et d'Enfantin, XV (1), 55.
| + | |
| | | |
- | наследования и об иерархии способностей «во
| + | КОММЕНТАРИИ |
- | всех областях общественной жизни, в том
| + | |
- | числе и в хозяйственной («каждому — по егс
| + | |
- | способностям, каждой способности — по ее
| + | |
- | делам»). У Сен-Симона проблема остается
| + | |
- | недодуманной. Иногда о« под привилегиями
| + | |
- | разумеет и богатство: богатый, мозг которого
| + | |
- | не способен к работе, будет вынужден работать
| + | |
- | руками. Иногда он имеет в виду только
| + | |
- | политические привилегии и говорит о способностях
| + | |
- | как об условии политического возвышения.
| + | |
- | * В одном месте он говорит, что значение
| + | |
- | и доход каждого должны быть пропорциональны
| + | |
- | его способностям и его вкладу
| + | |
- | (mise). ** Во всяком случае принцип возвышения
| + | |
- | по способностям (в промышленности)
| + | |
- | и незыблемость права собственности на
| + | |
- | средства производства у него остаются ле-
| + | |
- | примиренными-
| + | |
- | В таких пределах осуществляется в промышленной
| + | |
- | системе равенство. И все-таки
| + | |
- | Сен-Симон заявляет, что организованная
| + | |
- | описанным выше способом деятельность системы
| + | |
- | будет направлена к наибольшей выгоде
| + | |
- | наибольшей массы. Эта тема повторяется
| + | |
- | во всех произведениях последнего периода
| + | |
- | его деятельности. Иногда Сен-Симон говорит
| + | |
- | об организации политического общества, предоставляющего
| + | |
- | всем образующим его индивидуумам
| + | |
- | возможно большую сумму счастья,
| + | |
- | * Oeuvres choisies, Jl, 444.
| + | |
- | ** L'Organisateur, 9 lettre.
| + | |
| | | |
| + | Анри де Сен-Симон (Биографический очерк) (439). |
| | | |
- | иногда — о создании учреждений, целью которых
| + | Издания основных произведений Сен-Симона (464). |
- | будет увеличение благосостояния последнего
| + | |
- | и самого многочисленного общественного
| + | |
- | класса или самого бедного общественного
| + | |
- | класса. Наконец, мы имеем и еще
| + | |
- | одну совершенно отчетливую формулировку:
| + | |
- | общественное устройство, основные учреждения
| + | |
- | которого в своей совокупности содействуют
| + | |
- | увеличению благосостояния пролетариев.
| + | |
- | * Настойчивость, с которой Сен-Симон
| + | |
- | возвращается к этой мысли, возрастающая
| + | |
- | точность ее выражения, пафос — все это свидетельствует
| + | |
- | о том, что в последние годы
| + | |
- | жизни интерес Сен-Симона к участи пролетариев
| + | |
- | был очень велик. С этим связано, конечно,
| + | |
- | и изменение оценки, какую давал Сен-
| + | |
- | Симон деятельности и успехам пролетариев
| + | |
- | в последние годы. К сожалению, интерес к
| + | |
- | пролетариату нашел свое выражение лишыв
| + | |
- | приведенных формулировках; он не успел
| + | |
- | оказать влияния ни на сен-симоновскую
| + | |
- | теорию классов, ни на его концепцию будущей
| + | |
- | общественной системы. Конкретного
| + | |
- | представления о том, какими мерами должно
| + | |
- | быть достигнуто повышение благосостояния
| + | |
- | наиболее многочисленного класса, у Сен-Симона
| + | |
- | в сущности нет. Мы можем отметить в
| + | |
- | характеристике будущего строя только одно
| + | |
- | сколько-нибудь существенное положение, непосредственно
| + | |
- | отвечающее на нужды проле-
| + | |
- | * Oeuvres choisies, IIr, а39, 313—314; Nouveau
| + | |
- | Christianisme, 317 и ел. passim.
| + | |
| | | |
- | тариата. Как мы знаем, труд у Сен-Симона
| + | Примечания (467). |
- | обязателен для всех. Естественно, что он
| + | |
- | должен быть и доступен для всех. Сен-Симон,
| + | |
- | очевидно под впечатлением наблюдавшихся
| + | |
- | в начале XIX в. промышленных кризисов
| + | |
- | и обусловленной ими безработицы, обращает
| + | |
- | на этот вопрос особое внимание. Он
| + | |
- | не раз возвращается к мысли, что обществега-
| + | |
- | ная система должна обеспечить пролетариату
| + | |
- | непрерывный труд. У Сен-Симона есть,
| + | |
- | таким образом, идея п р а в а на т р у д ; но
| + | |
- | она не получает у него сколько-нибудь исчерпывающего
| + | |
- | развития. *
| + | |
- | Очень интересны выводы, которые делает
| + | |
- | Сен-Симон из своей концепции промышленной
| + | |
- | системы по отношению к функциям власти.
| + | |
- | В старых общественных системах интересы
| + | |
- | большинства наций были подчинены
| + | |
- | интересам меньшинства. Это было необходимо
| + | |
- | вследствие невежества большинства, которое
| + | |
- | приходилось держать в опеке, чтобы не
| + | |
- | давать обществу распасться. Поэтому главной
| + | |
- | функцией власти в старом обществе было
| + | |
- | поддержание порядка среди этого подчиненного
| + | |
- | большинства. Обеспечение спокойствия
| + | |
- | и безопасности всем видам труда — такова
| + | |
- | была полезная сторона ее действий. Но это
| + | |
- | спокойствие достигалось с громадной затратой
| + | |
- | сил: меньшая часть общества тратила
| + | |
- | свои силы и значительную часть сил боль-
| + | |
- | * Oeuvres choisies, I!I, 244, 288.
| + | |
| | | |
- | шей на то, чтобы держать ее в покорности;
| + | Литература о Сен-Симоне (476). |
- | большая тратила свои силы на борьбу с
| + | |
- | меньшей. Между тем воздействие человека
| + | |
- | на человека само по себе вредно; нет другого
| + | |
- | полезного труда, как воздействие человека
| + | |
- | на вещи.
| + | |
- | Переход к новой системе, ставший возможным
| + | |
- | вследствие того, что большинство народа
| + | |
- | созрело и не нуждается более в опеке (см.
| + | |
- | выше о зрелости французского пролетариата),
| + | |
- | позволяет свести к минимуму функции
| + | |
- | поддержания порядка. Промышленная система
| + | |
- | менее ©сего требует управления людьми,
| + | |
- | так как в системе, прямая цель которой —
| + | |
- | благо большинства, не приходится тратить
| + | |
- | энергию на поддержание власти над этим
| + | |
- | большинством, которое уже не является врагом
| + | |
- | существующего порядка. «Отсюда следует,
| + | |
- | что власть, управляющая в собственном
| + | |
- | смысле слова, будет (в промышленной
| + | |
- | системе), насколько возможно, ограничена».
| + | |
- | Функция порядка отойдет на задний план и,
| + | |
- | может быть, даже не будет требовать особых
| + | |
- | должностных лиц. «Обязанность поддержания
| + | |
- | порядка сможет легко стать почти целиком
| + | |
- | общей обязанностью всех граждан — в
| + | |
- | смысле ли задержания нарушителей порядка,
| + | |
- | в смысле ли разрешения споров». Место
| + | |
- | системы управления людьми, системы господства
| + | |
- | займет система администрации, система
| + | |
- | управления вещами. Административная власть
| + | |
- | сменит власть правительственную. И основной
| + | |
- | задачей этой администрирующей власти,
| + | |
| | | |
- | носителями которой будут ученые, художники
| + | Именной указатель (480). |
- | и промышленники, будет организация работ
| + | |
- | по культивированию земного шара в интересах
| + | |
- | человечества. Средства, идущие на
| + | |
- | войско и полицию, пойдут только на промышленную
| + | |
- | деятельность, распространение
| + | |
- | знаний и развлечения. Будущее общество
| + | |
- | представляется Сен-Симону в виде громадной,
| + | |
- | сложной мастерской. Политика в таком
| + | |
- | обществе — прежде всего наука о производстве.
| + | |
- | Легко себе представить, чего сможет
| + | |
- | достичь человечество, когда оно перестанет
| + | |
- | расточать силы на управление друг другом и
| + | |
- | организует их для совместного воздействия
| + | |
- | на природу, в особенности, если тот же
| + | |
- | принцип восторжествует и в отношениях народов
| + | |
- | между собой. *
| + | |
| | | |
- | V
| + | .т.1 - 468, т.2 - 486 |
| ---- | | ---- |
Академик В. Я. ВОЛГИН
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 1. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-23.7M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
В.П. Волгин. Социальное учение Сен-Симона (5).
Жизнь Сен-Симона, описанная им самим (89).
Письма женевского обитателя к современникам (105).
Очерк науки о человеке (146).
Труд о всемирном тяготении (209).
Письма к американцу (291).
Взгляд на собственность и законодательство (350).
Притча («Парабола») (428).
О теории общественной организации (435).
Примечания (453).
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 2. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-25.5M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
О промышленной системе (5).
1. Предисловие (5).
2. Введение (22).
3. Послание королю (29).
4. Обращение к друзьям человечества (61).
Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) (102).
Катехизис промышленников (121).
Рассуждения литературные, философские и промышленные (273).
1. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке (273).
2. Об общественной организации (318).
Новое христианство (364).
Анри де Сен-Симон (Биографический очерк) (439).
Издания основных произведений Сен-Симона (464).
Примечания (467).
Литература о Сен-Симоне (476).
Именной указатель (480).