Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

СЕН-СИМОН

Материал из m-17.info

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(27 промежуточных версий не показаны.)
Строка 2: Строка 2:
[[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]]
[[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]]
<small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small>
<small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small>
 +
----
 +
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 +
''Избранные сочинения''
 +
</center>
 +
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок первый (1808)]]'''
 +
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок второй (1808)]]'''
 +
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок третий (1810)]]'''
 +
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок четвертый (1812)]]'''
 +
----
 +
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 +
''Избранные сочинения''
 +
</center>
 +
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Первое письмо]]'''
 +
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Ответ друга]]'''
 +
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Второе письмо]]'''
 +
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Третье письмо]]'''
 +
----
 +
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 +
''Избранные сочинения''
 +
</center>
 +
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ОБЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ]]'''
 +
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]'''
 +
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ПИСЬМО К ФИЗИОЛОГАМ]]'''
 +
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ]]'''
 +
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ]]'''
 +
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ПЕРВОГО ОЧЕРКА]]'''
 +
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]'''
 +
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ВТОРОГО ОЧЕРКА]]'''
 +
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ОЧЕРКА]]'''
 +
----
 +
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 +
''Избранные сочинения''
 +
</center>
 +
* '''[[ПИСЬМА К АМЕРИКАНЦУ Письмо первое]]'''
 +
 +
<br>
----
----
Академик В. Я. ВОЛГИН
Академик В. Я. ВОЛГИН
Строка 7: Строка 43:
'''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА'''
'''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]]'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]]'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]]'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]]'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]]'''
-
 
+
-
 
+
-
III
+
-
 
+
-
Установив основные положения философ-
+
-
ско-исторической системы Сен-Симона, посмотрим,
+
-
как применяет он эти положения
+
-
к объяснению конкретного исторического
+
-
процесса.
+
-
Само собой разумеется, что с перенесением
+
-
золотого века из прошлого в будущее
+
-
рушится свойственная XVII и XVIII вв.
+
-
теория естественного состояния как состояния
+
-
изначального совершенства человеческого
+
-
рода. У Сен-Симона представление о
+
-
«колыбели человечества» связано с представлением
+
-
о невежестве и грубости: жизнь
+
-
человечества начинается не с золотого, а
+
-
с железного века. Сен-Симону не только
+
-
чужда теория естественного состояния.
+
-
Он первый устанавливает ее близость к
+
-
религиозному учению о рае и о грехопадении,
+
-
смело сопоставляя учение Руссо с учением
+
-
«богословов». ** Первый период развития
+
-
человечества, когда все усилия направ-
+
-
* Oeuvres choisies, II, 100.
+
-
** Том же, III, 221.
+
-
 
+
-
ляются на добывание нищи, мало останавливает
+
-
«а себе внимание Сен-Симона. Он посвящает
+
-
ему лишь несколько малосодержательных
+
-
строк в xMemoire sur la Science de
+
-
Phomme». * Момент, с которого изучение
+
-
исторического процесса приобретает значение
+
-
для познания будущего (а в этом цель истории),—
+
-
это момент установления рабства.**
+
-
Рабство, по учению Сен-Симона, было само
+
-
по себе громадным шагом вперед, так как оно
+
-
пришло на смену простому истреблению побежденных.
+
-
Но оно еще более важно по
+
-
своим последствиям. Оно дало возможность
+
-
выделиться из общей массы господствующему
+
-
классу, который, получив досуг, смог
+
-
заниматься усовершенствованием умственных
+
-
способностей. Оно, таким образом, создало
+
-
условия для прогресса человеческого
+
-
разума, а следовательно, и для прогресса
+
-
вообще.
+
-
Установление рабства связано с большой
+
-
системой религиозно-философского характера
+
-
— с политеизмом. Этой системе предшествует
+
-
идолопоклонство. Но на последнем
+
-
Сен-Симон останавливается так же мало, как
+
-
и на истории первобытного человечества вообще.
+
-
Политеизм не сразу и не целикам вытесняет
+
-
идолопоклонство. Новая система
+
-
усваивается сначала только учеными, которые
+
-
выделяются в особую корпорацию жре-
+
-
* Oeuvres choisies, 11,97—99.
+
-
** Там же, Ш, 188.
+
-
 
+
-
цов. Для общенародного употребления они
+
-
сохраняют фетишизм, внутри своей корпорации
+
-
развивая новую систему. Эта двойственность
+
-
ясно видна на примере Египта, где
+
-
особенно резко была проведена грань между
+
-
мыслящими и верующими. * Распространение
+
-
среди народных масс политеистическая система
+
-
получила лишь позже — у древних
+
-
греков. У них политеизм, организатором которого
+
-
Сен-Симон считает Гомера, стал всеобщей
+
-
религией. ** На этой религиозной
+
-
системе как на оонове выросла система политическая.
+
-
Последняя была скопирована с
+
-
первой. Даже республиканские конституции
+
-
греческих городов представляются Сен-Симону
+
-
подражанием Олимпу, который тоже
+
-
был республиканским собранием.
+
-
Политеистическая система была крупным
+
-
шагом вперед. Но сама по себе она была все
+
-
же весьма несовершенна. Значительная часть
+
-
народов древности жила в полном рабстве,
+
-
господа имели над этой частью право жизни
+
-
и смерти. Рядом со светской властью, властью
+
-
вооруженных, возникла духовная
+
-
власть, власть ученых. Но светская власть продолжала
+
-
нераздельно господствовать, духовная
+
-
власть была ей всецело подчинена.
+
-
Власть (как светская, так и духовная)
+
-
передавалась по наследству в пределах
+
-
военного класса патрициев, для плебеев воз-
+
-
* Oeuvres choisies, И, 104.
+
-
** Там же, И, 107-108.
+
-
 
+
-
вышение было совершенно невозможно. Пределы
+
-
государств политеистическое системы
+
-
были чрезвычайно ограничены, и они были
+
-
поэтому очень непрочны. Наконец, и в научной
+
-
области народы древности успели весьма
+
-
мало. Правда, они уже занимались политикой
+
-
как наукой, но они не пришли к познанию
+
-
той истины, что руководством в общественной
+
-
жизни должна быть мораль и что
+
-
поэтому духовная власть должна господствовать
+
-
над светской *
+
-
На смену политеизму должен был притти
+
-
монотеизм, учение о единой управляющей
+
-
миром причине. Творцом монотеистической
+
-
системы был Сокраг, этот величайший из
+
-
когда-либо существовавших людей. ** Но монотеизм
+
-
не мог сразу сменить политеизм.
+
-
Утверждению хмонотеизма предшествовал
+
-
длительный кризис, сильнейший из всех известных
+
-
в истории. Этот кризис был вызван
+
-
сменой общей идеи, переходом от идеи мно
+
-
гобожия к идее единобожия. Окончательно
+
-
утвердился монотеизм в форме христианства,
+
-
над созданием которого трудились не только
+
-
иудеи, но и платоники, а установили его
+
-
римляне. С точки зрения Сен-Симона не
+
-
республиканская эпоха, а эпоха империи даег
+
-
место римлянам среди великих исторических
+
-
народов.
+
-
* Oeuvres choisies, Ш, 231'.
+
-
** Там же, И, 110-1 П.
+
-
 
+
-
Основная идея христианства,— говорит
+
-
Сен-Симон,— б р а т с т в о людей. Этот
+
-
моральный принцип при проведении его в
+
-
жизнь нужно было смягчить применительно
+
-
к умственному и нравственному уровню масс
+
-
того времени. Но вес же средневековая
+
-
феодально-богословская система, в основу
+
-
которой было положено смягченное, приниженное
+
-
христианство, представляла крупнейший
+
-
шаг вперед в развитии человечества.
+
-
Отмечая преимущества средневекового строя,
+
-
Сен-Симон резко порывает с рационалистической
+
-
традицией XV'III в. и близок к той
+
-
реабилитации средних веков, какую давали
+
-
реакционеры. Но сходство с последними
+
-
здесь только внешнее. Как мы увидим, для
+
-
Сен-Симона средневековый порядок — далеко
+
-
не идеальный порядок. Он лишь выше того,
+
-
которому он пришел на смену,— античного.
+
-
Античный строй утверждал полное рабство,
+
-
средневековый подготовил освобождение рабов,
+
-
превращая их в крепостных. В античных
+
-
государствах духовная власть стояла на втором
+
-
месте, в средневековых она заняла господствующее
+
-
положение. В античных государствах
+
-
власть была привилегией патрициев, в
+
-
средневековых она оказалась доступна плебеям,
+
-
поскольку они были допущены в ряды
+
-
духовенства, носителя высшей власти. Античный
+
-
строй мог создать значительно мень-
+
-
* Oeuvres choisies. Ш, 232 — 233.
+
-
 
+
-
шие и более слабые общественные организации:
+
-
поэтому ой погиб от варваров; средневековый
+
-
строй, наоборот, их себе ассимилировал.
+
-
* Если здесь попрежнему господствует
+
-
военная власть меньшинства (патрициев)
+
-
над большинством (плебеями), если
+
-
сохраняются еще остатки рабства, то это
+
-
было неизбежно. Иначе при невежестве большинства
+
-
осуществление полностью принципа
+
-
братства привело бы к анархии и разрушению
+
-
общества. ** Кроме того, военные
+
-
(феодалы) б*ыли, действительно, руководителями
+
-
масс в главной отрасли мирных
+
-
трудов того времени — в сельском хозяйстве,
+
-
как богословы — в научной деятельности.
+
-
***
+
-
Создание прочной общественной организации,
+
-
окончательно сложившейся к XIII в.
+
-
(до IX в. шло разрушение античной системы,
+
-
в чем много помогли варвары, от IX до
+
-
XIII в.— строительство феодально-богословской
+
-
системы), **** дает возможность гораздо
+
-
более быстрого прогресса человеческих
+
-
знаний, освобождая духовные силы, занятые
+
-
ранее защитой общества. Этот прогресс идет
+
-
в двух направлениях: теоретическом и практическом.
+
-
Накопляются и углубляются знания
+
-
законов, управляющих явлениями, с од-
+
-
* Oeuvres choisies III, 221—232»
+
-
** Там же, III, 277-278.
+
-
*** Там же, III, 237, 303, а также 77 и ел.
+
-
**** Там же, III, 232·
+
-
ной стороны; усовершенствуется их применение
+
----
-
в полезной промышленной деятельности
+
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 1. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-23.7M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
-
человека — с другой. Небывалого до тех пор
+
-
расцвета достигают обе отрасли деятельности
+
-
человечества к XV в. С XV в, успехи цивилизации
+
-
перерастают рамки старой, феодально-
+
-
богословской системы, для дальнейшего
+
-
прогресса необходима ее дезорганизация. Система
+
-
уже выполнила свое назначение, ее руководящие
+
-
силы — духовенство и дворянство
+
-
— дали все, первое — в области интеллектуальной,
+
-
второе —в области военной деятельности.
+
-
Их значение непрерывно падает
+
-
с ростом значения новых групп, выдвигаемых
+
-
ходом цивилизации: представителей светской
+
-
науки, ученых и представителей мирного
+
-
труда — промышленников. *
+
-
В «Катехизисе промышленников» в характеристику
+
-
старых и новых общественных
+
-
слоев вплетается по отношению к Франции
+
-
элемент национальный. Старое дворянство —
+
-
завоеватели-франки, промышленники — покоренные
+
-
галлы. Возможно, что на Сен-Симона
+
-
влиял в этом вопросе его ученик, известный
+
-
историк О. Тьерри, для которого
+
-
характерно такое изображение генезиса общественных
+
-
классов. Обратное влияние представляется
+
-
менее правдоподобным, так как и
+
-
в более ранних (например, «Memoire sur la
+
-
science de l'homme», 1813) и в более позд-
+
-
* Oeuvres choisies, III, 75 и CA.; там же, 235 и
+
-
ел., 302 и ел·
+
-
S СеиСлмон, т. I
+
-
них («Opinions», 1825) произведениях Сен-
+
СОДЕРЖАНИЕ:
-
Симона мы находим в применении к классам
+
-
средневекового общества лишь термины «патриции
+
-
» и «плебеи»,— термины, устанавливающие
+
-
генетическую связь между системой
+
-
феодально-богословской и системой античной.
+
-
Появление промышленников и ученых в среде
+
-
плебейства, упадок и разложение дворянства
+
-
(патрициата) трактуются как явления
+
-
общие, а не только свойственные истории
+
-
Франции, и в этой общей трактовке лишен
+
-
интереса вопрос о национальном происхождении
+
-
той и другой группировки, национальная
+
-
окраска является чем-то для них случайным.
+
-
До AV в. в обществе господствуют богословские
+
-
идеи, носителем которых является
+
-
духовенство. Естественно, что духовенство
+
-
пользуется властью над умами и нравами.
+
-
К XV в. и особенно начиная с XV в. человеческий
+
-
разум, разрабатывая опытные науки,
+
-
перешедшие ш Европу от арабов, делает
+
-
ряд открытий, которые дают материал к построению
+
-
новой системы. * Общество постепенно
+
-
освобождается из-под господства богословия,
+
-
все больше становится удельный
+
-
вес светских ученых, развивающих светские
+
-
науки. Между тем официальная власть остается
+
-
в руках старых богословов. В обществе
+
-
возникает внутреннее противоречие, которое
+
-
выражается в борьбе нового, научного элемента
+
-
со старым, богословским. Начинает-
+
-
* Oeuvres choisies, III, 241.
+
-
ся критика феодально-богословской системы,
+
В.П. Волгин. Социальное учение Сен-Симона (5).
-
прежде всего ее духовной, богословской стороны.
+
-
Лютер, Коперник, философы XVIII в. —
+
-
все это этапы критической, дезорганизаторской
+
-
работы, которая была необходима, ибо
+
-
без нее нельзя было построить новую систему,
+
-
соответствующую новым завоеваниям человеческого
+
-
разума.
+
-
Вслед за критикой духовной стороны феодально-
+
-
богословской системы идет критика
+
-
ее светской стороны, феодальной организации
+
-
как таковой. Пока знать руководила сельскохозяйственными
+
-
работами, важнейшими по
+
-
тому времени, ей естественно принадлежала
+
-
власть. Однако начиная с XV в. плебеи не
+
-
только сделали громадные успехи в теоретических
+
-
знаниях, они научились их практическому
+
-
приложению, «полезному для общества,
+
-
и выдвинулись на первое место руководителей
+
-
промышленных предприятий. Опека, в которой
+
-
знать держала плебеев, потеряла с этого
+
-
времени всякий смысл. Бессмысленной
+
-
стала эта система, которая представляет собой
+
-
какой-то опрокинутый вверх дном мир:
+
-
способнейшие находятся в классе управляемых,
+
-
класс правителей состоит из людей посредственных.
+
-
Но для того чтобы установилось
+
-
нормальное положение,— система, соответствующая
+
-
изменившемуся в результате прогресса
+
-
цивилизации соотношению общественных
+
-
групп,— европейским обществам необходимо
+
-
было пережить длительный процесс разрушения
+
-
старого феодального мира, процесс,
+
-
3*
+
-
только начало которому было положено критикой
+
ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
-
Коперника и философов. *
+
-
Разрушение феодального и богословского
+
-
строя есть, следовательно, по Сен-Симону,
+
-
процесс двусторонний, хотя в основе его и
+
-
лежит нечто единое: прогресс человеческого
+
-
разума. Это, во-первых, чисто идеологическая
+
-
критика; это, во-вторых, сопровождающая ее
+
-
и воодушевляемая ею борьба реальных общественных
+
-
сил. В первой активная роль выпадает
+
-
на долю ученых, во второй — на долю
+
-
промышленников. Во Франции подъем влияния
+
-
промышленников Сен-Симон отмечает с
+
-
эпохи крестовых походов, которые разорили
+
-
знать и дали возможность промышленникам
+
-
откупиться от ее господства, которые повысили
+
-
спрос на продукты промышленности и
+
-
содействовали скоплению в руках промышленников
+
-
средств, необходимых для освобождения.
+
-
Ко времени Людовика XI существовал
+
-
уже отчетливо отмежевавшийся от других
+
-
общественных слоев и достаточно сильный
+
-
класс промышленников. В его состав входили
+
-
невоенные землевладельцы, сами обрабатывавшие
+
-
свою землю, освободившиеся и объединившиеся
+
-
в городах ремесленники и, наконец,
+
-
торговцы. Со времени Людовика XI
+
-
этот класс вступает в борьбу с феодалами,
+
-
причем сразу же находит себе союзника в
+
-
лице королевской власти. Людовик XI был
+
-
основателем союза между королем Франции
+
-
* Oeuvres choisies, III, 302—305.
+
-
и промышленностью против знати. И королевская
+
Жизнь Сен-Симона, описанная им самим (89).
-
власть в его лице и промышленники
+
-
были одинаково заинтересованы в устранении
+
-
феодальной пестроты <в управлении, в
+
-
установлении единой, прочной власти, какой
+
-
могла быть только королевская власть. Естественный
+
-
союз королевской власти и промышленности
+
-
с этих пор не прерывался в течение
+
-
веков. Даже Людовик XIV, вопреки
+
-
своей репутации, не нарушал этой основной
+
-
политической линии .французских королей:
+
-
ведь именно при нем Кольбер помогал промышленникам
+
-
создавать большие фабрики и
+
-
строил на государственные средства прекрасные
+
-
мануфактуры, именно при нем была
+
-
учреждена Академия наук, которой было
+
-
дано специальное поручение оказывать содействие
+
-
промышленным трудам. *
+
-
Класс промышленников, все более преуспевающий,
+
-
отвоевывающий все новые и новые
+
-
позиции у феодального строя, получил законченную
+
-
организацию лишь в XVIII в., с образованием
+
-
нового вида промышленности,
+
-
частные интересы которого были тождественны
+
-
с общими интересами всей промышленности.
+
-
Этот вид промышленности — банковское
+
-
дело. Земледельцы, фабриканты и торговцы
+
-
до возникновения банков составляли
+
-
отдельные корпорации. Банк объединил их в
+
-
единой системе кредита, придав тем самым
+
-
* Oeuvres choisies, JI\ 78 и ел., а также Du
+
-
système industriel, passim.
+
-
классу промышленников, взятому в целом, такую
+
Письма женевского обитателя к современникам (105).
-
денежную силу, какой не обладают ни
+
-
все остальные классы вместе, ни даже государство.
+
-
* Эта мысль об организующей роли
+
-
банков, брошенная Сен-Симоном, получила
+
-
дальнейшее развитие у его учеников. В системе
+
-
сен-симонистов банки играют роль не
+
-
только силы, организующей промышленность.
+
-
Они — единственное противоядие, которое
+
-
выработала существующая сейчас система
+
-
против раздирающей ее анархии, элемент будущего
+
-
организованного строя в настоящем.
+
-
Они сохраняются и в этом будущем строе
+
-
как главный аппарат по управлению производства,
+
-
соответственно изменив свой характер,
+
-
освободившись от стимула индивидуального
+
-
обогащения и став учреждением общественным.
+
-
**
+
-
Между тем как класс промышленников
+
-
окончательно организуется и становится
+
-
вполне способным взять .в свои руки власть,
+
-
старые господствующие классы окончательно
+
-
дезорганизуются. Решительный удар им нанесла
+
-
французская революция, основной причиной
+
-
которой и было изменение в соотношении
+
-
общественных сил, начавшееся с XV в.
+
-
и закончившееся к XVIII в. Действительное
+
-
соотношение сил было таково: реальная светская
+
-
власть в руках промышленников, реаль-
+
-
* Oeuvres choisies, IP, 85—87; 246,
+
-
** „Изложение учения Сен-Симона", русск. пер.
+
-
Изд. Акад. Наук, СССР, 1947, стр. 264 и ел.
+
-
ная духовная власть в руках ученых. Политический
+
Очерк науки о человеке (146).
-
строй отвечал не этому реальному
+
-
положению, а тому, которое существовало
+
-
много веков тому назад: в этом политическом
+
-
строе попрежнему наибольшим удельным весом
+
-
-пользовались дворянство и духовенство.
+
-
В течение столетий шла гражданская и моральная
+
-
революция, и она сделала неизбежной
+
-
революцию политическую. Задача этой
+
-
революции состояла в том, чтобы привлечь к
+
-
непосредственной политической власти силы,
+
-
которые получили в обществе реальное преобладание.
+
-
Было необходимо взять власть из
+
-
рук дворянства и духовенства и передать ее
+
-
в руки промышленников и ученых. Королевская
+
-
власть, которая всегда, как мы уже видели,
+
-
была союзницей промышленников,
+
-
должна была и на этот раз стать на их сторону.
+
-
По мнению Сен-Симона, она так и сделала:
+
-
недаром Людовик XVI предоставил
+
-
третьему сословию двойное представительство.
+
-
Таким образом, революция началась
+
-
хорошо. Но затем она уклонилась с истинного
+
-
пути и потому привела к неудовлетворительным
+
-
результатам: довершив дело дезорганизации
+
-
старого феодального и богословского
+
-
строя отменой феодальных привилегий,
+
-
провозглашением свободы совести и т. п. мерами,
+
-
она не построила новой, промышленной
+
-
и научной, системы. *
+
-
* Du système industriel, 51 и ел.
+
-
Вопроса об историческом значении французской
+
Труд о всемирном тяготении (209).
-
революции* о ее причинах и результатах
+
-
Сен-Симон касается в своих произведениях
+
-
неоднократно, освещая то одну, то
+
-
другую сторону проблемы. Интересные соображения
+
-
о движущих силах революции находим
+
-
мы в «Письмах к американцу». Сен-
+
-
Симон подчеркивает здесь ту роль, которую
+
-
сыграла в подготовке революции французская
+
-
философия XVIII века. Именно тогда
+
-
возникла, по мнению Сен-Симона, партия,
+
-
которую он называет «свободомыслящей».
+
-
Свободомыслящие разоблачили в своих трудах
+
-
пороки старого правления, провозгласили
+
-
новые принципы общественного порядка, которые
+
-
затем узаконило Учредительное Собрание.
+
-
Свободомыслящие вовсе не хотели
+
-
кровавой революции, и она могла бы обойтись
+
-
без крови, новые учреждения сменили
+
-
бы старые без применения насилия, если бы
+
-
у Франции не было могущественных соседей,
+
-
находившихся еще под игом феодализма
+
-
и суеверий. Недовольные революцией дворяне
+
-
и духовенство обратились к этим соседям
+
-
за помощью, и последние, опасаясь, что
+
-
революция может затронуть и их самих, напали
+
-
на Францию. Чтобы оказать отпор
+
-
иноземным войскам, свободомыслящие были
+
-
вынуждены поднять и вооружить народные
+
-
массы. При их помощи они одержали верх
+
-
над дворянством и духовенством всей Европы.
+
-
Но вооруженные для отпора привилегированным
+
-
пролетарии отстранили свободо-
+
-
мыслящих и сами завладели властью, что и
+
Письма к американцу (291).
-
придало революции ее разрушительный
+
-
характер.
+
-
Свободомыслящим удалось опрокинуть
+
-
феодальные и теологические учреждения и
+
-
победить силы, стремившиеся восстановить
+
-
старый порядок. Однако в установлении нового
+
-
порядка они еще не достигли такого
+
-
же успеха. *
+
-
Причину этой незавершенности французской
+
-
революции Сен-Симон видит здесь, по-
+
-
видимому, с одной стороны, в неподготовленности
+
-
свободомыслящих, в отсутствии у них
+
-
общей концепции новой политической системы,
+
-
а с другой — в реакции, вызванной временным
+
-
захватом власти «невежественным
+
-
классом». Иное объяснение дает Сен-Симон
+
-
тому же факту в более поздних произведениях.
+
-
Основной недостаток революции,— говорит
+
-
Сен-Симон в своих работах последнего периода,—
+
-
состоит в том, что она не передала
+
-
власти в руки промышленников и ученых,
+
-
достаточно для этого созревших, а поставила
+
-
во главе государства два промежуточных
+
-
слоя: метафизиков и законников (легистов).
+
-
Эти промежуточные слои образовались в
+
-
процессе разложения старого общества и сыграли
+
-
в свое время положительную роль.
+
-
Потребность в них создавалась необходимо-
+
-
* Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin, XIII,
+
-
1, стр. 170—l"i9T
+
-
стью приспособления старого строя к нуждам
+
Взгляд на собственность и законодательство (350).
-
общественного развития в тот период, когда
+
-
промышленники и ученые не были еще достаточно
+
-
сильны, чтобы взять власть в свои
+
-
руки. Легисты смягчили феодальную юстицию
+
-
в интересах промышленности и не раз
+
-
защищали промышленность в старых парламентах
+
-
от сил феодализма; метафизики смягчили
+
-
старое богословие, сохранив ряд религиозных
+
-
положений, но открыв за их пределами
+
-
двери свободному суждению. Без этого
+
-
смягчения норм феодально-богословского
+
-
строя было бы невозможно развитие в его
+
-
недрах промышленности и науки. Ко времени
+
-
французской революции роль легистов и метафизиков
+
-
была уже сыграна: с их помощью
+
-
промышленники и ученые выросли в господствующую
+
-
силу и должны были стать непосредственно
+
-
господствующим классом общества.
+
-
Однако резкие и решительные переходы
+
-
от одной системы к другой, ей противоположной,
+
-
очень трудны. Промышленники,
+
-
привыкшие видеть в промежуточных слоях
+
-
легистов и метафизиков защитников интересов
+
-
общественного развития, решили передать
+
-
власть в ответственный момент в их руки.
+
-
Между тем эти группы были по самому существу
+
-
неспособны к построению новой системы.
+
-
Легисты, изощрившиеся в изобретении
+
-
способов защиты промышленности во
+
-
враждебном ей строе, занялись созданием
+
-
системы гарантий и сдержек, которые должны
+
-
были обеспечивать интересы промыщ-
+
-
ленников, вместо того чтобы прямо все поставить
+
Притча («Парабола») (428).
-
на службу промышленности. Метафизики
+
-
занялись поисками наилучшей возможной
+
-
власти, соответствующей промышленным
+
-
или об'шим принципам. И те и другие
+
-
только так и могли действовать. Их нельзя
+
-
за это упрекать. Но как бы то ни было
+
-
революция, попав в несоответствующие руки,
+
-
не привела к построению промышленной и
+
-
научной системы вместо феодальной и богословской.
+
-
Она оставила страну в неорганизованном
+
-
состоянии. Необходимо сделать дальнейший
+
-
шаг вперед, уже созидательного характера,—
+
-
шаг, который должен завершив
+
-
революцию. *
+
-
Аналогичным, хотя и не тождественным путем
+
-
шло в последние столетия развитие Англии.
+
-
Здесь развитие промышленности привело
+
-
после революции XVII в. к созданию
+
-
компромиссного строя. Английское правление
+
-
— это феодальное правление, приноровленное,
+
-
насколько возможно, к нуждам промышленности.
+
-
Власть осталась в руках
+
-
феодального класса, дворянства, которое соединилось
+
-
с промышленниками против коро-
+
-
* Du système industriel, V и ел.; 51 и ел. В „Катехизисе
+
-
промышленников" промежуточный класс
+
-
получает наименование буржуазии, а в его состав
+
-
входят кроме легистов военные разночинцы и землевладельцы-
+
-
разночинцы. Разрушив старый феодализм,
+
-
этот класс восстакаплирает затем феодализм
+
-
в свою пользу, делая буржуа королем, а своих
+
-
членов оделяя титулами герцогов, графор, баронов
+
-
и т. д. Oeuvres choisies, III, 93,
+
-
мышленники
+
О теории общественной организации (435).
-
соединились с королевской властью
+
-
против дворян. В английской системе
+
-
смешаны два »принципа, и это смешение ведет
+
-
к целому ряду конкретных дефектов,
+
-
свидетельствующих о болезненном состоянии
+
-
английской нации. В доказательство Сен-Су
+
-
мон приводит факты, говорящие о продаж
+
-
ности английского парламента и о болезненной
+
-
страсти к деньгам, распространенной
+
-
среди англичан. Именно потому, что в Англии
+
-
феодальная система сделала все возможные
+
-
уступки промышленной, она там просуществует
+
-
дольше, чем во Франции. Французские
+
-
промышленники больше, чем английские,
+
-
заинтересованы в смене системы, а
+
-
французские феодалы гораздо меньше способны
+
-
к сопротивлению, чем феодалы английские,
+
-
в борьбе с королем сосредоточившие в
+
-
своих руках всю власть. Первой к промышленному
+
-
режиму должна перейти Франция, а
+
-
за нею последует Англия. *
+
-
Мы видим, что у Сен-Симона основным
+
-
содержанием исторического процесса с XV в.
+
-
является борьба общественных классов. Эта
+
-
* Oeuvres choisie?, 11, 1 2—]4°.Такук> характеристику
+
-
английского развития мы находим в „Катехизи е
+
-
промышленников". В более ранних произредениях
+
-
Сен-Симон бглее высоко оценивает английскую
+
-
конституцию. Так, в „Mémoire sur la science de
+
-
I'homrre", 1813, он вы каэывает ту мысль, что именно
+
-
английская организация придет на смену феодальному
+
-
режиму у всех европейских народов. Oeuvres
+
-
choisies, II, 116,
+
-
трактовка истории новой Европы не находится
+
Примечания (453).
-
в противоречии с изображением более
+
-
ранних стадий общественного развития. Антагонизм
+
-
между промышленниками и феодалами
+
-
— новая форма того же антагонизма,
+
-
какой существовал между патрициями и плебеями.
+
-
В учении Сен-Симона классовая борьба
+
-
есть общий признак всякого исторического
+
-
человеческого общества. Где-то на заре истории
+
-
теоретически мыслится общество бесклассовое,
+
-
но о нем трудно сказать что-либо
+
-
определенное. На истории XV—XVIII вв.
+
-
Сен-Симон останавливается дольше, дает
+
-
классам этого периода более конкретную
+
-
социально-хозяйственную характеристику. Поэтому
+
-
для развития теории классовой борьбы
+
-
эта часть построения Сен-Симона имеет наибольшее
+
-
значение, она оказала наибольшее
+
-
влияние на дальнейшее развитие исторической
+
-
науки и теории социализма.
+
-
Признавая всю значительность теории Сен-
+
-
Симона, мы должны, однако, тут же подчеркнуть
+
-
два пункта, в которых она давала неясную,
+
-
двусмысленную характеристику общественных
+
-
отношений новой Европы. Первый
+
-
пункт — вопрос о возникновении общественных
+
-
классов. На этот вопрос у Сен-Симона
+
-
нет вполне отчетливого ответа. Даже если мы
+
-
отметём как случайную мысль о связи классов
+
-
нового французского общества с завоевателями-
+
-
франками и покоренными галлами,
+
-
если мы будем иметь в виду те сочинения
+
-
Сен-Симона, где он стремится дать общее
+
-
изображение хода исторического процесса,—
+
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 2. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-25.5M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
-
и в этом случае мы должны будем убедиться,
+
-
что Сен-Симон безнадежно путается в своих
+
-
объяснениях. Он отмечает хозяйственный
+
-
момент в характеристике классов и причин их
+
-
роста и упадка (феодалы — не только военные
+
-
защитники общества, «о и организаторы
+
-
сельского хозяйства, их значение падает с
+
-
утратой ими хозяйственных функций, удельный
+
-
.вес промышленников повышается с их
+
-
хозяйственными успехами и т. д.). Он утверждает,
+
-
что нет изменений в общественном порядке
+
-
без соответствующего изменения в
+
-
форме собственности. Сен-Симон, будучи последователен,
+
-
должен был бы в той же хозяйственной
+
-
деятельности и в изменении
+
-
организации собственности искать и самые
+
-
корни общественных классов. Если бы он
+
-
сделал этот шаг, он неизбежно пришел бы к
+
-
материалистическому пониманию истории. Но
+
-
Сен-Симон этого шага не делает, его общая
+
-
концепция остается идеалистической. Поэтому
+
-
вопрос остается без ответа по существу,
+
-
ибо ссылки на политеизм в объяснение
+
-
классового строения античного общества, на
+
-
христианство в объяснение строя феодально-
+
-
богословского, конечно, таким ответом считаться
+
-
не могут. И материалистические рассуждения
+
-
о росте промышленности, и теория
+
-
франкского завоевания остаются в системе
+
-
Сен-Симона наращениями, очень интересными,
+
-
но логически не связанными с основами
+
-
его исторической теории.
+
-
Второй пункт, поражающий в теории классов
+
СОДЕРЖАНИЕ:
-
Сен-Симона своим несоответствием
+
-
реальным взаимоотношениям его эпохи, это
+
-
его представление о классе π ρ см ыш ленников
+
-
как о едином классе. Линия основного деления
+
-
общества проходит у Сен-Симона между
+
-
утратившими хозяйственное и политической
+
-
значение, превратившимися в тунеядцев представителями
+
-
правящих групп .феодального
+
-
общества и промышленниками, в число которых
+
-
входят все трудящиеся в индустрии и в
+
-
сельском хозяйстве, как в качестве физических
+
-
рабочих, так и в качестве предпринимателей.
+
-
К промышленникам по существу примыкают
+
-
и интеллигентские группы: ученые и
+
-
художники. Деление .общества у Сен-Си мои а
+
-
двучленно,— в соответствии с представлением
+
-
о борьбе двух порядков: феодального и промышленного.
+
-
Между двумя основными классами
+
-
существуют, правда, промежуточные,
+
-
которые иногда, как мы уже говорили, получают
+
-
у Сен-Симона общее наименование буржуазии.
+
-
* Но эти классы не играют существенной
+
-
роли в экономии общества. Промышленный
+
-
строй, идущий на смену феодальному,
+
-
мыслится Сен-Симоном как строй окончательный,
+
-
лишенный внутренних противоре-
+
-
* Помня своеобразие терминологии Сен-Симона,
+
-
не следует придавать несвойственного ей значения
+
-
антитезе „промышленников" и „буржуазии". В состав
+
-
промышленников входит вся буржуазия в нашем
+
-
смысле этого слова, за исключением рантье (собственники,
+
-
не руководящие промышленностью).
+
-
чий. Не должно быть поэтому внутренних
+
О промышленной системе (5).
-
противоречий и в том классе, который является
+
-
творцом этого нового строя.
+
-
Сен-Симон слишком тонкий наблюдатель,
+
-
чтобы не видеть того, чего не могли не видеть
+
-
даже мыслители XVIII в.: в среде но*
+
-
вого общества, идущего на смену старому,
+
-
феодальному, резко бросается в глаза различие
+
-
между двумя группами. Одни облагают
+
-
собствешюстыо, другие ею не обладают. Наличие
+
-
этих грулп Сен-Симон констатирует
+
-
уже в первом своем произведении. * Он сознает
+
-
даже необходимость борьбы между собственниками
+
-
и несобственниками. Участием
+
-
людей, не имеющих собствен«ости, объясняет
+
-
он в своих ранних работах разрушительный
+
-
характер французской революции. Он отмечает
+
-
господствующее политическое направление
+
-
группы несобственников: это страсть к
+
-
равенству. Тот же ряд мыслей находим мы
+
-
и в более поздних «Письмах к американцу»
+
-
(1817). В этом произведении, как мы уже
+
-
говорили,'имеется даже термин «пролетарии»
+
-
в применении к несобствениикам. При этом
+
-
указывается, что пролетарии, вдохновляемые
+
-
страстью к равенству, захватив в свои ρνκπ
+
-
власть, показали, что может быть нечто худшее,
+
-
чем старый режим. **
+
-
* Письма же^еп-к^го п*т,та-вляи, ICO? r.Oeuvres
+
-
de S.-Simon et d'Enf-tl··, XV, 26.
+
-
LJeuvres de S.-Sim-n et d'Enfantin, ХП (1),
+
-
178.
+
-
В дальнейших работах Сен-Симона оценка
+
1. Предисловие (5).
-
пролетариата существенно меняется. Сен-
+
-
Симон тщательно доказывает зрелость французского
+
-
пролетариата, проявившего большие
+
-
способности к управлению имуществалш БО
+
-
время французской революции. Эти способности
+
-
сказались как в области земледелия,
+
-
так и в области промышленности. В первой
+
-
области несколько тысяч пролетариев сразу
+
-
перешли в разряд собственников, и это нисколько
+
-
не отразилось на обработке земли,
+
-
наоборот, земля стала приносить более обильные
+
-
урожаи, чем в прежние годы. Во второй
+
-
области французская промышленность только
+
-
потому могла подняться после революции,
+
-
что место старых предпринимателей, раздавленных
+
-
революцией, было занято большим
+
-
количеством новых людей, вышедших из рядов
+
-
простых рабочих. Следовательно, пролетарии
+
-
не представляют более опасности для
+
-
общественного спокойствия и не нуждаются в
+
-
опеке. *
+
-
Таким образом, отношение Сен-Симона к
+
-
пролетариату на протяжении его литературной
+
-
деятельности не остается одним и тем
+
-
же. Но самое существование пролетариата
+
-
как группы, отличной от группы собственников
+
-
в пределах промышленного класса, Сен-
+
-
Симоном нигде не отрицается. И тем не менее
+
-
он не выделяет пролетариат в особый
+
-
класс. Различия, казалось бы, весьма суще-
+
-
* Oeuvres choisies, 11, 267 и ел.
+
-
4 Сен-Симон ,т Л
+
-
ственные, какие существуют между пролетариями
+
2. Введение (22).
-
и предпринимателями, представляются
+
-
ему чем-то внешним, а антагонизм между
+
-
ними — основанным на взаимном непонимании.
+
-
По существу интересы руководителей
+
-
промышленных предприятий совпадают с интересами
+
-
народных масс. По его мнению,
+
-
улучшение морального и физического существования
+
-
бедного класса сопряжено с увеличением,
+
-
а отнюдь не с уменьшением наслаждений
+
-
класса богатого. * «Предприниматели
+
-
промышленных работ оказываются, в силу
+
-
природы вещей, руководителями и представителями
+
-
взглядов большинства». ** Этим совершенно
+
-
голословным утверждением разрешается
+
-
у Сен-Симона весьма реальное общественное
+
-
противоречие, спасается единство
+
-
промышленного класса и, следовательно,
+
-
перспектива мирного построения «овой общественной
+
-
системы. Конечно, до известной степени
+
-
возникновение идеи солидарности интересов
+
-
предпринимателей и рабочих может
+
-
быть отнесено за счет недостаточного развития
+
-
во Франции начала XIX в. промышленного
+
-
капитала и недостаточной четкости демаркационной
+
-
черты, отделяющей в эту эпоху
+
-
пролетариев от независимых товаропроизводителей
+
-
— мелких ремесленников и крестьян.
+
-
Конечно, сохранить концепцию солидарности
+
-
было легче в такой обстановке, чем в обста-
+
-
* Oeuvres choisie«, Ш, 373.
+
-
* " Там же, 239-240.
+
-
новке второй половины века. Но внутренний
+
3. Послание королю (29).
-
мотив, который заставил Сен-Симона, обычно
+
-
столь прозорливого, закрывать глаза на факты
+
-
ему хорошо известные, здесь гораздо
+
-
важнее. Сен-Симон как творец новой социальной
+
-
системы чувствовал практическую
+
-
потребность доказать, с одной стороны, отсутствие
+
-
внутренних противоречий в «ей, с
+
-
другой — возможность и необходимость ее
+
-
безболезненного, мирного установления совместными
+
-
усилиями всех элементов общества,
+
-
кроме ведущих паразитическое существование
+
-
остатков феодального класса. Признание
+
-
реального противоречия внутри массы «трудящихся
+
-
» подорвало бы всю его практическую
+
-
программу.
+
-
IV
+
4. Обращение к друзьям человечества (61).
-
Какова же была практическая программа
+
Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) (102).
-
Сен-Симона? Как представлял он себе будущий
+
-
промышленный строй? Мы уже знаем,
+
-
что социально-политически переход от существующего,
+
-
неорганизованного состояния, являющегося
+
-
продуктом разложения феодального
+
-
строя, к промышленной системе мыслится
+
-
Сен-Симоном как переход ©ласти из рук
+
-
феодальных и промежуточных общественных
+
-
групп в руки промышленников и ученых.
+
-
ДЛЯ него это равносильно переходу дела
+
-
управления государством от бездельников и
+
-
паразитов к трудящимся. Формы, в которых
+
-
он изображает в различных произведениях
+
-
4*
+
-
самую организацию власти промышленников
+
Катехизис промышленников (121).
-
и ученых, довольно разнообразны, но существо
+
-
этой организации всегда остается приблизительно
+
-
одним и тем же: духовная
+
-
власть сосредотачивается в Академии, светская
+
-
— в Совете промышленников. * Существующие
+
-
органы власти этим отнюдь не
+
-
упраздняются. Остается король, остается
+
-
министерство, остаются палаты. Но законодательная
+
-
инициатива, составлеиие бюджета,
+
-
контроль за его исполнением — все это передается
+
-
новым органам, к которым и переходит
+
-
вследствие этого реальная власть.
+
-
Новые общественные силы, получив
+
-
власть, должны будут неизбежно поставить
+
-
перед собой новые цели, принципиально отличные
+
-
от целей старой власти. «До настоящего
+
-
времени,— говорит Сен-Симон,— правители
+
-
смотрели на народы как на свои вотчины:
+
-
все их политические планы были направлены
+
-
или на эксплоатацию этих вотчин, или
+
-
на их увеличение». ** Этому принципу старой
+
-
власти противопоставляли в борьбе с нею
+
-
принцип свободы. Его было необходимо провозгласить
+
-
тогда, когда свобода всячески угнеталась,
+
-
когда нужно было сдерживать произвол.
+
-
Но при построении промышленной и
+
-
научной системы свобода не может быть
+
-
целью. Люди соединяются в общества вовсе
+
-
не для обеспечения свободы, так как свобод-
+
-
* Oeuvres choisies, III, 205, 308—309 и др.
+
-
** Там же, II, 365.
+
-
нее всего они в изолированном состоянии.
+
Рассуждения литературные, философские и промышленные (273).
-
Идея свободы как цели общественной организации
+
-
есть пустая и метафизическая идея,
+
-
соответствующая потребностям переходного
+
-
времени разложения феодально-богословского
+
-
строя. Точно так же «нелепа формальная
+
-
идея порядка в качестве цели общества.
+
-
Поддержание порядка — средство, а не цель
+
-
для общества. Это — основное условие, при
+
-
котором общество может посвятить себя какой-
+
-
либо деятельности, но отнюдь не содержание
+
-
деятельности. * Гораздо ближе к истине
+
-
те, кто провозглашает в качестве основного
+
-
принципа для нового общества благо нации.
+
-
Но и это неопределенно: благо нации
+
-
допускает самые различные толкования, всякий
+
-
правитель может понимать его соответственно
+
-
своему вкусу. Если он честолюбив,
+
-
он будет видеть благо народа в завоеваниях,
+
-
если он любит роскошь, он будет считать
+
-
благом постройку дворцов и устройство
+
-
празднеств и т. п. Поэтому необходимо дать
+
-
более точное определение цели общественной
+
-
организации. Это определение гласит: «Целью
+
-
общественной организации должно быть возможно
+
-
лучшее применение в целях удовлетворения
+
-
потребностей человека знаний, добытых
+
-
науками, искусствами и ремеслами,
+
-
распространение этих знаний, их развитие и
+
-
возможно большее накопление — иными словами,
+
-
возможно более полезное комбинирова-
+
-
* Du système industriel, XII, 375.
+
-
ние всех отдельных работ в области наук,
+
1. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке (273).
-
искусств и ремесел». * Стремление к возможно
+
-
более широкому удовлетворению человеческих
+
-
потребностей — характерная черта
+
-
социальной философии Сен-Симона. Ему совершенно
+
-
чужды аскетические тенденции,
+
-
свойственные большинству более ранних утопистов
+
-
(в том числе и бабувистам).
+
-
Сен-Симон нигде не дает более конкретной
+
-
характеристики этой деятельности общества
+
-
по комбинированию отдельных работ. По
+
-
этому вопросу в его произведениях имеются
+
-
лишь разбросанные там и сям намеки. Но во
+
-
всяком случае самая идея общественной организации
+
-
производства, общественного плана
+
-
производства не есть случайная идея в
+
-
учении Сен-Симона. Основная задача промышленной
+
-
системы — установление ясного и
+
-
разумно комбинированного плана работ,
+
-
которые должны быть выполнены обществом.
+
-
Наличие общего плана хозяйства — черта,
+
-
наиболее резко отличающая систему, проповедуемую
+
-
Сен-Симоном, от хозяйственной
+
-
анархии, характерной для капиталистического
+
-
строя. Это именно и позволяет ему именовать
+
-
будущий общественный строй — а с с о ц
+
-
и а ц и е й . ** Но это слово не должно вводить
+
-
нас в заблуждение. Ассоциация Сен-
+
-
Симона не предполагает общественной собственности
+
-
на средства производства. У него
+
-
* Oeuvres choisies, II, 370.
+
-
** Там же, II, 375.
+
-
нет речи об отмене частной собственности, об
+
2. Об общественной организации (318).
-
экспроприации. Государство лишь в известной
+
-
мере подчиняет деятельность отдельных
+
-
промышленников общему плану, направляя
+
-
ее в известное русло. Сохраняется, следовательно,
+
-
и классовое строение общества, как
+
-
сохраняется барыш предпринимателей. Сен-
+
-
Симон прямо призывает не очень придираться
+
-
к барышам промышленников, если они
+
-
ведут работы, полезные для государства. *
+
-
Необходимо,— говорит он,— поощрять возможно
+
-
больше земледельческую, промышленную
+
-
и торговую деятельность... Надо привлекать
+
-
людей приманкой частных выгод к работам
+
-
по устройству каналов, дорог и мостов,
+
-
по осушению, распашке и орошению. Общество
+
-
и в будущем сохранит, по мнению Сен-
+
-
Симона, форму пирамиды.
+
-
Как мы уже знаем, Сен-Симон не считает
+
-
институт собственности вечным и неизменным.
+
-
Этот институт подлежит усовершенствованию
+
-
с изменением исторических условий:
+
-
«до очевидности ясно,— говорит Сен-
+
-
Симон,— что в каждой стране основным законом
+
-
является тот, который устанавливает
+
-
формы его организации, но из того, что этот
+
-
закон является основным, еще не следует,
+
-
что он не может быть изменен». Сен-Симон
+
-
считает необходимым отыскание такого способа
+
-
организации собственности, который
+
-
* Oeuvres choisies, II, 443.
+
-
доставил бы наибольшую сумму благосостояния
+
Новое христианство (364).
-
и свободы.
+
-
Сен-Симон считает, что промышленная
+
-
система будет системой максимально возможного
+
-
равенства. Полное равенство немыслимо.
+
-
Мы уже (видели, как Сен-Симон осуждает
+
-
«страсть к равенству» эпохи буржуазной революции.
+
-
Действительно осуществимое равенство
+
-
состоит прежде ©сего в том, что в
+
-
промышленной системе все являются трудящимися,
+
-
паразитизм старых правящих групп
+
-
исчезает. Общество есть союз людей, занятых
+
-
полезными работами. Уже в «Письмах
+
-
женевского обитателя» (1802) Сен-Симон
+
-
провозглашает принцип всеобщего труда: «Все
+
-
люди будут работать; они все будут смотреть
+
-
на себя как на работников, прикрепленных к
+
-
мастерской... На каждого возложена обязанность
+
-
постоянно давать своим силам применение,
+
-
полезное для человечества». Бесполезных
+
-
для мастерской работников в ней не
+
-
должно быть. * Различие между трудящимися
+
-
лишь в том, что одни работают руками,
+
-
другие — головой. Богатого только за то и
+
-
будут кормить бедные, что он работает головой.
+
-
Но место, которое каждый занимает в
+
-
общественной системе, будет определяться не
+
-
случайностью рождения, так как все привилегии
+
-
будут уничтожены, а способностями.
+
-
Как известно, из этого положения ученики
+
-
Сен-Симона сделали вывод об отмене права
+
-
• Oeuvres de S.-Simon et d'Enfantin, XV (1), 55.
+
-
наследования и об иерархии способностей «во
+
КОММЕНТАРИИ
-
всех областях общественной жизни, в том
+
-
числе и в хозяйственной («каждому — по егс
+
-
способностям, каждой способности — по ее
+
-
делам»). У Сен-Симона проблема остается
+
-
недодуманной. Иногда о« под привилегиями
+
-
разумеет и богатство: богатый, мозг которого
+
-
не способен к работе, будет вынужден работать
+
-
руками. Иногда он имеет в виду только
+
-
политические привилегии и говорит о способностях
+
-
как об условии политического возвышения.
+
-
* В одном месте он говорит, что значение
+
-
и доход каждого должны быть пропорциональны
+
-
его способностям и его вкладу
+
-
(mise). ** Во всяком случае принцип возвышения
+
-
по способностям (в промышленности)
+
-
и незыблемость права собственности на
+
-
средства производства у него остаются ле-
+
-
примиренными-
+
-
В таких пределах осуществляется в промышленной
+
-
системе равенство. И все-таки
+
-
Сен-Симон заявляет, что организованная
+
-
описанным выше способом деятельность системы
+
-
будет направлена к наибольшей выгоде
+
-
наибольшей массы. Эта тема повторяется
+
-
во всех произведениях последнего периода
+
-
его деятельности. Иногда Сен-Симон говорит
+
-
об организации политического общества, предоставляющего
+
-
всем образующим его индивидуумам
+
-
возможно большую сумму счастья,
+
-
* Oeuvres choisies, Jl, 444.
+
-
** L'Organisateur, 9 lettre.
+
 +
Анри де Сен-Симон (Биографический очерк) (439).
-
иногда — о создании учреждений, целью которых
+
Издания основных произведений Сен-Симона (464).
-
будет увеличение благосостояния последнего
+
-
и самого многочисленного общественного
+
-
класса или самого бедного общественного
+
-
класса. Наконец, мы имеем и еще
+
-
одну совершенно отчетливую формулировку:
+
-
общественное устройство, основные учреждения
+
-
которого в своей совокупности содействуют
+
-
увеличению благосостояния пролетариев.
+
-
* Настойчивость, с которой Сен-Симон
+
-
возвращается к этой мысли, возрастающая
+
-
точность ее выражения, пафос — все это свидетельствует
+
-
о том, что в последние годы
+
-
жизни интерес Сен-Симона к участи пролетариев
+
-
был очень велик. С этим связано, конечно,
+
-
и изменение оценки, какую давал Сен-
+
-
Симон деятельности и успехам пролетариев
+
-
в последние годы. К сожалению, интерес к
+
-
пролетариату нашел свое выражение лишыв
+
-
приведенных формулировках; он не успел
+
-
оказать влияния ни на сен-симоновскую
+
-
теорию классов, ни на его концепцию будущей
+
-
общественной системы. Конкретного
+
-
представления о том, какими мерами должно
+
-
быть достигнуто повышение благосостояния
+
-
наиболее многочисленного класса, у Сен-Симона
+
-
в сущности нет. Мы можем отметить в
+
-
характеристике будущего строя только одно
+
-
сколько-нибудь существенное положение, непосредственно
+
-
отвечающее на нужды проле-
+
-
* Oeuvres choisies, IIr, а39, 313—314; Nouveau
+
-
Christianisme, 317 и ел. passim.
+
-
тариата. Как мы знаем, труд у Сен-Симона
+
Примечания (467).
-
обязателен для всех. Естественно, что он
+
-
должен быть и доступен для всех. Сен-Симон,
+
-
очевидно под впечатлением наблюдавшихся
+
-
в начале XIX в. промышленных кризисов
+
-
и обусловленной ими безработицы, обращает
+
-
на этот вопрос особое внимание. Он
+
-
не раз возвращается к мысли, что обществега-
+
-
ная система должна обеспечить пролетариату
+
-
непрерывный труд. У Сен-Симона есть,
+
-
таким образом, идея п р а в а на т р у д ; но
+
-
она не получает у него сколько-нибудь исчерпывающего
+
-
развития. *
+
-
Очень интересны выводы, которые делает
+
-
Сен-Симон из своей концепции промышленной
+
-
системы по отношению к функциям власти.
+
-
В старых общественных системах интересы
+
-
большинства наций были подчинены
+
-
интересам меньшинства. Это было необходимо
+
-
вследствие невежества большинства, которое
+
-
приходилось держать в опеке, чтобы не
+
-
давать обществу распасться. Поэтому главной
+
-
функцией власти в старом обществе было
+
-
поддержание порядка среди этого подчиненного
+
-
большинства. Обеспечение спокойствия
+
-
и безопасности всем видам труда — такова
+
-
была полезная сторона ее действий. Но это
+
-
спокойствие достигалось с громадной затратой
+
-
сил: меньшая часть общества тратила
+
-
свои силы и значительную часть сил боль-
+
-
* Oeuvres choisies, I!I, 244, 288.
+
-
шей на то, чтобы держать ее в покорности;
+
Литература о Сен-Симоне (476).
-
большая тратила свои силы на борьбу с
+
-
меньшей. Между тем воздействие человека
+
-
на человека само по себе вредно; нет другого
+
-
полезного труда, как воздействие человека
+
-
на вещи.
+
-
Переход к новой системе, ставший возможным
+
-
вследствие того, что большинство народа
+
-
созрело и не нуждается более в опеке (см.
+
-
выше о зрелости французского пролетариата),
+
-
позволяет свести к минимуму функции
+
-
поддержания порядка. Промышленная система
+
-
менее ©сего требует управления людьми,
+
-
так как в системе, прямая цель которой —
+
-
благо большинства, не приходится тратить
+
-
энергию на поддержание власти над этим
+
-
большинством, которое уже не является врагом
+
-
существующего порядка. «Отсюда следует,
+
-
что власть, управляющая в собственном
+
-
смысле слова, будет (в промышленной
+
-
системе), насколько возможно, ограничена».
+
-
Функция порядка отойдет на задний план и,
+
-
может быть, даже не будет требовать особых
+
-
должностных лиц. «Обязанность поддержания
+
-
порядка сможет легко стать почти целиком
+
-
общей обязанностью всех граждан — в
+
-
смысле ли задержания нарушителей порядка,
+
-
в смысле ли разрешения споров». Место
+
-
системы управления людьми, системы господства
+
-
займет система администрации, система
+
-
управления вещами. Административная власть
+
-
сменит власть правительственную. И основной
+
-
задачей этой администрирующей власти,
+
-
носителями которой будут ученые, художники
+
Именной указатель (480).
-
и промышленники, будет организация работ
+
-
по культивированию земного шара в интересах
+
-
человечества. Средства, идущие на
+
-
войско и полицию, пойдут только на промышленную
+
-
деятельность, распространение
+
-
знаний и развлечения. Будущее общество
+
-
представляется Сен-Симону в виде громадной,
+
-
сложной мастерской. Политика в таком
+
-
обществе — прежде всего наука о производстве.
+
-
Легко себе представить, чего сможет
+
-
достичь человечество, когда оно перестанет
+
-
расточать силы на управление друг другом и
+
-
организует их для совместного воздействия
+
-
на природу, в особенности, если тот же
+
-
принцип восторжествует и в отношениях народов
+
-
между собой. *
+
-
V
+
.т.1 - 468, т.2 - 486
----
----

Текущая версия на 06:21, 24 декабря 2022


/ Заглавная страница / 100% /


СЕН-СИМОН

Избранные сочинения


СЕН-СИМОН

Избранные сочинения


СЕН-СИМОН

Избранные сочинения


СЕН-СИМОН

Избранные сочинения



Академик В. Я. ВОЛГИН

СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА


Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 1. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-23.7M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)

СОДЕРЖАНИЕ:

В.П. Волгин. Социальное учение Сен-Симона (5).

ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Жизнь Сен-Симона, описанная им самим (89).

Письма женевского обитателя к современникам (105).

Очерк науки о человеке (146).

Труд о всемирном тяготении (209).

Письма к американцу (291).

Взгляд на собственность и законодательство (350).

Притча («Парабола») (428).

О теории общественной организации (435).

Примечания (453).

Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 2. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-25.5M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)

СОДЕРЖАНИЕ:

О промышленной системе (5).

1. Предисловие (5).

2. Введение (22).

3. Послание королю (29).

4. Обращение к друзьям человечества (61).

Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) (102).

Катехизис промышленников (121).

Рассуждения литературные, философские и промышленные (273).

1. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке (273).

2. Об общественной организации (318).

Новое христианство (364).

КОММЕНТАРИИ

Анри де Сен-Симон (Биографический очерк) (439).

Издания основных произведений Сен-Симона (464).

Примечания (467).

Литература о Сен-Симоне (476).

Именной указатель (480).

.т.1 - 468, т.2 - 486


Личные инструменты