Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.
Глава 4. Соотношение логического и исторического в процессе познания
Материал из m-17.info
Движение / Концепция жизнеустройства / Диалектическая логика /
СООТНОШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
Совпадение логики и истории мышления— специфический закон познания
Вне принципа историзма, исторического развития познания, как было сказано выше, невозможно понять ни сущности познания, ни логики его развития. Поэтому мы вслед за рассмотрением общих законов диалектики как законов познания должны рассмотреть вопрос о соотношении логики движения мысли и истории развития мышления. Среди специфических законов познания особенно важное значение для диалектической логики имеет совпадение логического и исторического, логики и истории мышления. На особую важность этого принципа для правильного подхода ко многим конкретным проблемам диалектической логики указывал В.И. Ленин: «В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления» (1). Поскольку этот закон обусловливает соответствующий подход к анализу понятий, суждений и других форм мышления, его необходимо рассмотреть наряду с основными законами диалектики как одну из общих основ и принципов диалектической логики. Такие специфические законы познания, как, например, движение познания от относительных истин к абсолютной, от явления к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности, от тождества к различию и противоречию, от живого созерцания к абстрактному мышлению и др., могут быть правильно поняты лишь исходя из закона совпадения логического и исторического.
Мы с тем большей силой хотели бы подчеркнуть значение этой важнейшей стороны марксистского понимания логики, что в современной идеалистической литературе по вопросам логики отсутствует правильное понимание важности обобщения истории мышления, истории умственного развития человека для логики и теории познания. Более того, некоторые логики ведут борьбу против марксизма по этой линии.
В чем же смысл этого закона? Кратко его можно сформулировать так: логика движения мысли в голове отдельного человека в общем и целом, в сокращенном и «снятом» виде воспроизводит логику исторического развития мышления, совпадает с ней. Здесь имеется нечто аналогичное тому отношению, которое существует между развитием отдельного организма из зародыша и историческим развитием организма, между эмбриологией и палеонтологией. На эту аналогию указал Энгельс в «Диалектике природы»: «Развитие какого-нибудь понятия или отношения понятий (положительное и отрицательное, причина и действие, субстанция и акциденция) в истории мышления так относится к развитию его в голове отдельного диалектика, как развитие какого-нибудь организма в палеонтологии — к развитию его в эмбриологии (или, лучше сказать, в истории и в отдельном зародыше). Что это так, было открыто по отношению к понятиям впервые Гегелем» (2).
В связи с ссылкой Энгельса на Гегеля, который, по его словам, впервые открыл указанное соотношение между логическим и историческим развитием познания, необходимо вкратце выяснить гегелевские взгляды на этот вопрос, их положительные и отрицательные стороны и отличие марксистского подхода к нему. Гегелю несомненно принадлежит заслуга исследования мышления с точки зрения соотношения логического и исторического аспектов его развития. Историю философии он рассматривает не как хаотическое нагромождение систем, взглядов, теорий, а как такое развитие, которое выражает закономерное становление философской науки, в силу этого основные этапы истории философии совпадают с основными этапами логического развития мышления. Развитие истории философии, утверждал он, «показывает нам не становление чуждых нам вещей, а наше становление, становление нашей науки» (3). Гегель считал, что если очистить основные понятия; возникавшие в истории философии, от всякого рода исторических случайностей, то они составят закономерные ступени логического движения мысли, как оно осуществляется в голове современного человека. История философии есть как бы воплощенная в исторически конкретную форму логика. И наоборот, логика есть очищенная и освобожденная от внешней формы история развития мысли, обобщенная история мышления. Если взять логическое развитие само по себе, писал Гегель, то в нем окажется «поступательное движение исторических явлений в их главных моментах» (4). Иначе говоря, Гегель вскрыл параллелизм, совпадение развития истории мышления и движения логики мышления, считая это не случайностью, а закономерностью, необходимостью. При этом он требовал брать историю в ее главных моментах, очищенных от неизбежных исторических зигзагов, движений вспять и т. п. В освобожденном от исторической формы развитии философии он видел закономерную логику развития познания вообще. Именно в этом смысле он подчеркивал, что изучение истории философии есть в известном смысле изучение самой философии.
В трактовке этого вопроса Гегель высказывает глубокие мысли, однако в целом она не удовлетворительна, ибо он связывает ее положительное содержание с идеалистическим взглядом на саму сущность истории философии как развития абсолютной идей. Все развертывание истории философии у Гегеля в значительной степени приобретает характер заранее расписанного сценария, требования которого обусловливают появление таких-то систем в такое-то время, других систем — в другое время. Идея заранее содержит в себе истину, но лишь в качестве истины «для себя», не развернувшейся еще, не раскрывшей всего богатства своего содержания. История философии, по Гегелю, есть способ обнаружения и развития этой истины, превращения истины из «в-себе-бытия» в «для-себя-бытие». История философии имеет, таким образом, преформистский характер, а диалектика этого развития становится телеологической. Мы оставляем сейчас в стороне то обстоятельство, что, действуя соответственно своему идеалистическому пониманию сущности истории философии, Гегель нередко распоряжается в ней как в собственном доме и дает оценки, чрезвычайно далекие от объективности, насильно навязывая свои схемы реальному историческому процессу. Особенно, конечно, достается от него материалистам. Кроме того, Гегель стремится так обработать историю философии, чтобы защитить идеалистическую линию в философии, доказать, что итогом развития философской мысли является идеалистическое мировоззрение, идеалистический подход к природе.
Несомненно, далее, что телеологизм Гегеля наложил отпечаток и на его способы обоснования совпадения истории философии с логикой. Это совпадение приобретает у него оттенок мистического порождения мыслью самой Себя, а каждая исторически существовавшая философская система рассматривается как подчиненный акт этого самопорождения мысли.
Вместе с тем было бы большим заблуждением не видеть за густым идеалистическим туманом глубокой мысли о единстве исторического и логического, сочиненной не больным воображением, а подсказанной реальным процессом развития познания. Нельзя согласиться с утверждением некоторых философов о том, что «только вследствие своей порочной идеалистической установки Гегель усматривает зерно истории философии в диалектической логике» (5). Порочность установки Гегеля не в том, что он ищет диалектическую логику в обобщении исторического процесса развития познания, что в самом этом процессе он видит необходимую логику развертывания человеческой мысли, , осуществляемую в очень сложной форме реальной истории, а в способах обоснования этой установки, в идеалистической мистификации объективного закона познания.
Подходить к истории философии, к истории развития познания вообще с точки зрения некоего заранее установленного целенаправленного процесса значит быть идеалистом. Но нет ничего идеалистического в таком подходе к истории мышления который ищет и находит объективную логику развития познания, логику, не зависящую от произвола людей, а обусловленную вполне определенными законами — как социально-экономическими, так и логическими. Такая логика существует, это диалектическая логика, ибо только она правильно отражает ту черту, — это собственно не черта, а суть, — мышления, что оно находится в процессе становления и беспрерывного развития и что вследствие этого понять что-нибудь в истории мышления можно лишь при условии анализа его как явления развивающегося.
То, что историческое развитие мышления — это сложный диалектический процесс, подчиненный определенным законам, не подлежит сомнению. Но нас интересует другая сторона этого вопроса — совпадение в общем и целом этого исторического процесса с законами логического мышления, филогенеза с онтогенезом познания. Это совпадение дает ключ к пониманию целого ряда закономерностей логического развития познания, как оно совершается в голове отдельного человека, но об этом будет сказано несколько позднее. Сейчас же, для того чтобы констатировать этот факт, мы рассмотрим пример, который относится не к частным проявлениям логики познания, а к общему ходу исторического и логического познания.
Энгельс указал на следующую особенность исторического развития познания: оно началось со стремления охватить связи природы синтетически, во всей их сложности, как нечто целое. Так подходили к природе античные философы. Хотя этот подход к природе имел некоторые преимущества и позволил древним мыслителям угадать отдельные закономерности ее развития, он имел существенный недостаток. Дело в том, что целое, общие связи явлений не могут быть познаны без разложения их на части, без кропотливой, аналитической работы, дающей возможность описать отдельные стороны целого, проникнуть в сущность конкретных связей и т. д. И такой период в истории развития науки, как известно, наступил, его результаты имели огромное значение для дальнейшего развития науки. Только успехи, достигнутые; в этот период, были той необходимой основой, которая создала благоприятные возможности для бурного развития науки в XIX в., для синтетического обобщения и познания ряда общих законов развития природы. Эту логику общего развития познания подчеркивают в своих исследованиях многие естествоиспытатели, далекие от сознательного применения диалектики к процессу развития мысли. Сошлемся хотя бы на свидетельство известного французского ученого Ле Шателье. Доказывая, что отдельную связь явлений легче понять, чем общую, он опирается на историю развития мышления. «Чем явления проще, — пишет он, — тем их легче наблюдать и обсуждать. Пользу такого деления лучше всего подтверждает само построение науки. Вначале первые наблюдатели изучали явления природы такими, как они существуют в действительности, во всей их сложности. Античные философы, Аристотель и Лукреций, объединяли в своих размышлениях весь известный им мир в целом, от образования земли и небес вплоть до жизни растений, движений животных и человеческой мысли.
Из-за желания объять все сразу наука развивалась сначала крайне медленно. С течением времени почти бессознательно стали различать отдельные области изучения мира. Возможность познавания сильно возросла с того момента, когда удалось отделить явления движения от тепловых и электрических явлений, когда каждое из них стали изучать в отдельности, когда были созданы чистые или абстрактные науки, в которых приходилось постоянно пренебрегать всеми свойствами материи, за исключением того, которое является предметом изучения. Наука, стоявшая в течение веков на месте, сразу сделала скачок вперед» (6).
Конечно, дело не в желании «объять все сразу», как это утверждает Ле Шателье, а в том, что ученые древних времен и не могли иначе подходить к природе. Логика движения познания такова, что, прежде чем разложить целое на части, познающий субъект сталкивается с этим целым, непосредственно должен установить хотя бы какие-то общие его черты, увидеть, осязать, так сказать, почувствовать, это целое, иначе невозможен переход к следующему этапу — аналитической деятельности мышления. Логика исторического развития мышления, познания имеет также и социально-экономические корни, от которых мы сейчас отвлекаемся и о чем будет еще сказано дальше. Сейчас важно обратить внимание на логику общего хода движения познания в истории науки.
Но разве не то же самое, не с той же логикой мы сталкиваемся и в процессе индивидуального познания? Разумеется, совпадение исторического и логического нельзя понимать метафизически, как полное и абсолютное совпадение. Однако в индивидуальном процессе познания, как он протекает в голове современного человека, наблюдаются те же главные моменты, какие отмечены в истории познаний: незнакомый объект, подлежащий исследованию, сначала представляется как нечто целое, неразложенное, в его общей и сложной связи с другими объектами, затем он мысленно выделяется из этой общей связи, разлагается на свои составные элементы и стороны, каждая из этих сторон изучается отдельно, что дает возможность впоследствии подняться на более высокую ступень исследования и познать объект как целое, в его сложных связях. Конечно, этот общий процесс познания варьируется в зависимости от объекта исследования, имеет свои специфические особенности в различных областях науки, но общая тенденция движения познания именно такова. Этот факт был замечен уже в древней философии. В новое время его неоднократно отмечали представители различных областей знания. Что касается мнения древних философов, то достаточно привести следующее высказывание Аристотеля. «Для нас же, — указывал он, — в первую очередь ясно и явно более слитное, затем уже отсюда путем разграничения становятся известными начала и элементы. Поэтому надо идти от общего к подробностям. Именно вещь, взятая в целом, более знакома для чувства, а общее же есть нечто целое, так как оно охватывает многое наподобие частей». Любопытно, что такую логику познания Аристотель обосновывает и при помощи истории умственного развития ребенка. Он продолжает: «То же известным образом происходит с именем и его смыслом: имя, например, круг, обозначает нечто целое, и притом неопределенным образом, а определение разделяет его на частности, и дети первое время называют всех мужчин отцами, а женщин матерями, потом уже различают каждого в отдельности» (7).
Таким образом, факт совпадения исторического и логического в рассмотренном нами примере не подлежит сомнению, И задача состоит в том, чтобы правильно разобраться, в чем причины этого явления, имеющего, с нашей точки зрения, принципиальное значение для исследования логики, законов мышления.
Конечно, процесс развития познания, как он протекает в истории, не есть осуществление какой-то заранее данной цели, как это получалось у Гегеля. Нельзя согласиться и с идеалистическим пониманием исторического развития познания как чисто логического процесса, в котором все вызывается одними внутренними потребностями движения мысли. В действительности исторический ход развития философии, познания в целом обусловлен совокупностью многих причин и обстоятельств, среди которых первостепенную роль играли такие факты, как достигнутый в каждый исторический период уровень производительных сил общества, природа общественного строя, интересы классов, господствовавших в то или иное время, их отношение к науке, борьба основных философских направлений — материализма и идеализма и влияние ее на развитие науки и т. д. Так, например, если начиная с XV в. наука переходит к анализу природы по частям, к познанию отдельных явлений и сторон природы, то этой исторической особенности науки нельзя понять без учета общих социально-экономических условий новой эпохи, потребностей развития материального производства, новых запросов, возникших под влиянием становления и развития капиталистического строя, борьбы буржуазии против феодализма, борьбы материализма против среднеевековой схоластики, которая пренебрегала опытными исследованиями природы, и т. д.
Далее, история развития познания не может быть уподоблена прямой линии, в которой одни звенья чисто; логическим путем вытекают из других, без остановок, движения вспять, без сложных зигзагов. Реальная история мысли представляет собой чрезвычайно сложную и запутанную картину, в которой переплетаются различные тенденции, периоды подъема и спада, прогресса и регресса и т. п.
Однако все это не мешает нам найти в этой сложной и противоречивой картине основную логическую нить развития философии и других наук, познания вообще, которая существует не случайно, а выражает неизбежность и закономерность именно такого развития. Кроме того, задача диалектической логики состоит в том, чтобы обобщить исторический ход познания и обнаружить, осознать его основную тенденцию, его объективную логику. Неразрывная связь развития мысли со многими объективными, так сказать, «внемыслительными», условиями не освобождает нас от обязанности понять и внутренне необходимую, относительно самостоятельную, логику исторического развития познания. Вне этой относительно самостоятельной логики, неразрывно связанной с общим прогрессом условий общественной жизни, не было бы и истории мысли, познания как единого цельного процесса.
Нахождение основной логической канвы в развитии философской мысли и истории познания важно также и потому, что оно позволяет решить вопрос о том, какой должна быть современная научная теория познания и логика, как подходить к исследованию законов мышления и познания. Именно в этом глубокий смысл ленинского указания относительно того, что законы и история мышления должны совпадать. Между двумя сторонами одного и того же явления, т. е. познания, его историческим и логическим развитием, имеется объективная и закономерная связь, подобно тому как такая связь существует в биогенетическом развитии организмов.
Как было сказано, история мышления есть «практика познания», в ходе которой складывались и формировались принципы и законы познания. Именно в истории мысли, в этой кузнице многовековой практики человеческого познания на основе материальной практической деятельности человечества рождались и развивались логические формы мысли, понятия и категории, выковывались способы познания, соответствующие разным ступеням исторического процесса осмысливания объективного мира. В этой исторической практике нашли свое выражение и проявление объективно необходимые законы развития познания, логика движения познания.
Если общей формой бытия мысли является движение, развитие и вне данной формы мысль, не может существовать, то ее конкретная форма, это — историческое развитие мышления. Нельзя понять любую современную научную теорию вне того исторического пути, который привел к ее возникновению. Всякая теория есть результат исторического развития познания, и как таковая она вбирает в себя все предшествующее развитие, содержит его в себе как предпосылку и условие своего собственного существования. Это полностью относится к логике и теории познания, т. е., употребляя удачное выражение Ланжевена, к размышлению разума о его собственной деятельности. Размышляя о своей деятельности, разум современного человека находит, что он не может кичиться своим превосходством над способами познания, существовавшими в прошлом, поскольку именно развитие этих последних привело его к современному состоянию и, следовательно, его превосходство, представляет собой не что иное, как итог, вывод из истории познания. Последняя составляет тот родовой опыт человечества, который освобождает современного человека от необходимости повторять в своей мыслительной деятельности все блуждания и зигзаги, проделанные прошлыми поколениями. Неоценимое значение родового опыта познания состоит также в том, что этот исторический путь познания, освобожденный и очищенный от неизбежных отклонений, так сказать, выпрямленный и осознанный в своей основной тенденции, дает нам критерий того, каким должен быть логический путь познания в мышлении современного человека.
Родовой опыт познания образно можно назвать «коллективной головой», «коллективным разумом», человечества, ввиду этого в индивидуальном процессе познающей деятельности современного человека не может не быть совпадения в главных моментах логики и истории познания. Ибо в голове отдельного человека закреплен и «сгущен» опыт «коллективного разума» - человечества.
Вспомним приведенные выше основные этапы движения познания в историческом процессе от мысленного воспроизведения сложных связей целого к дроблению целого, к выделению его отдельных сторон и связей. Может ли современный человек обойти этот путь развития, когда он познает неисследованные объекты? Нет, не может. Точно так же и ребенок — о чем свидетельствует огромная литература—проходит те же этапы в своем умственном развитии, он начинает познавать также со слитного восприятия вещей и затем переходит к «аналитическому» выделению отдельных вещей или сторон вещи. В психическом поведении животного, как это доказал И. П. Павлов, наблюдается та же закономерность. Реагируя на какой-либо раздражитель, животное (например, собака) первоначально воспринимает его в связи с посторонними явлениями, слитно; и лишь затем основной раздражитель выделяется, дифференцируется. Такое «дифференцирование, — писал Павлов, — достигается путем задерживающего процесса, как бы заглушения остальных частей анализатора, кроме определенной. Постепенное развитие этого процесса и есть основание постепенного анализа» (8).
Откуда такое поразительное единство в столь разнообразных процессах, как история развития мышления, история умственного развития ребенка, психическая деятельность животного, логика отдельного акта познания в голове современного человека? Конечно, это не случайность. Оно объясняется следующими двумя причинами: 1) природа представляет собой совокупность связанных между собой явлений, где каждое отдельное явление взаимодействует с другим, связано с ним, переходит в него; 2) вследствие этого в мозгу субъекта природа в целом или отдельные вещи и процессы отражаются первоначально неизбежно в слитном виде и только в целях познания (у человека) или биологического приспособления к окружающим условиям (у животного) совершается переход к дифференциации целого, к выделению отдельных его сторон.
В применении к человеческому познанию это значит, что мы имеем здесь дело с законом познания, который нашел свое выражение в историческом развитии мышления и должен быть реализован в индивидуальном процессе познания. Этим объясняется и то, почему В. И. Ленин так настойчиво требовал обобщения истории познания для выработки и обоснования правильной научной теории познания и логики. В истории мысли Ленин видел тот драгоценный опыт человеческого познания, диалектическое исследование которого может помочь решить многие вопросы, касающиеся марксистского построения теории познания и логики. «Продолжение дела Гегеля и Маркса, — пишет Ленин, — должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники» (9).
Мысль о важнейшем значении такой обработки истории познания проходит через все «Философские тетради» В. И. Ленина. Показывая, например, «те области знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика», Ленин называет историю философии, историю «познания вообще», историю отдельных наук, историю умственного развития ребенка, историю развития психики животных, историю языка и т. д. (10).
Не находится ли данная постановка вопроса в противоречии с коренным положением марксистского материализма о том, что логические формы мышления отражают объективный мир и что поэтому и движение познания, логика его развития должны находиться в соответствии с движением самой реальной действительности? Не есть ли, говорят иные философы, положение о том, что логический процесс познания как бы воспроизводит в общем и целом главные моменты исторического процесса развития мышления, отход от материалистического решения основного вопроса философии, согласно которому мысль следует за действительностью, а не за историей мысли. Вместо того чтобы логика движения познания отражала движение, развитие самой действительности, она-де отражает историю развития мышления, имеет своим базисом мышление, а не объективную действительность.
Подобное возражение основано на недоразумении. Конечно, проблема логического и исторического имеет и другой аспект, связанный с выяснением соотношения между логикой познания и историческим ходом развития самой объективной действительности. Этот аспект единства логического и исторического касается уже других вопросов, они будут рассмотрены позднее. Но попытка преуменьшить значение единства логики и истории мышления под тем предлогом, что это чуть ли не отрыв мысли от объективного мира, лишена всяких оснований.
Связь логических форм мышления и объективной действительности не подлежит сомнению. Речь сейчас идет ведь о другом — о том, как осуществляется процесс познания объективного мира, каковы некоторые специфические, т. е. «внутренние», законы познания, вытекающие из его относительной самостоятельности. Если, например, движение познания идет от восприятия действительности как чего-то целого к дифференцированию явлений или от явления к сущности и от нее снова к явлению, то это непосредственно обусловлено специфическими законами познания, а не объективной действительностью. Последняя не развивается так, что вначале явления слитны, затем они отделяются друг от друга; сначала возникает явление, а затем оно становится сущностью, сначала вещь выступает лишь в своей качественной определенности, а затем в определенности количественной и т. п. Явления действительности одновременно и слитны и дифференцированы, и конкретны и «абстрактны» и качественно и количественно определенны и т. д. Все логические категории и формы мышления отражают те или иные стороны действительности, и весь смысл их существования в том, чтобы познать объективную действительность. Несомненно, что, выделяя отдельные стороны и связи явлений, переходя от одних сторон к другим, познающий субъект действует не произвольно, а в соответствии с законами самой природы с целью познания этих законов.
Но это не противоречит тому факту, что познание развертывается в соответствии с некоторыми своими специфическими особенностями, которые необходимо учитывать. Логика мышления неразрывно связана с логикой действительности и их нельзя противопоставлять друг другу, но логика — самостоятельная область познания, ее цель дать учение о познании, и эта цель не может быть достигнута, если мы будем игнорировать специфические особенности этой области, законы, обусловленные ее спецификой. Оттого что марксизм высказывает тезис о некоторой относительной самостоятельности надстройки общества по отношению к экономическому базису, не колеблется его положение о зависимости надстройки от базиса.
Нечто подобное мы имеем и в процессе познания; Будучи отражением объективного мира и детерминированным этим миром, процесс познания подчиняется и собственным, «внутренним» законам, которые не только не идут вразрез с объективной действительностью, а всецело направлены на то, чтобы отразить ее и овладеть ею в интересах практической деятельности человечества.
Мысль о невозможности такого непосредственного совпадения некоторых законов познания с законами действительности можно найти уже у Аристотеля. Эту мысль он приводил в защиту положения о том, что чувственно воспринимаемые вещи существуют до и независимо от наших понятий. Так, он доказывал, что в ходе логического рассуждения мы идем от понятий точки, линии, плоскости к понятию тела. Значит ли это, спрашивал он, что и в реальности они предшествуют телу? «По своей логической формулировке пусть они, правда, идут раньше, — отвечал он. — Но не все, что раньше по логической формулировке, будет раньше и по сущности. По сущности раньше то, что — в случае отделения от другого — стоит впереди его в отношении бытия...» (11). Иными словами, тело существует раньше, так как понятия точки, линии и плоскости отвлечены от него. Поэтому логическое движение не может в данном случае непосредственно совпадать с движением реальности. Это положение он доказывает и другим примером. «Ведь поскольку свойства не существуют отдельно от сущностей (т. е. от реального бытия вещей. — М. Р.), скажем, движущееся или белое,— белое предшествует белому человеку с, логической точки, зрения, но не—по сущности: оно не может существовать отдельно, но всегда дается вместе с составным целым (под составным целым я разумею белого человека)...» (12).
Отстаивая материалистический тезис о существовании вещей до понятий, Аристотель правильно аргументировал это в данном случае невозможностью полного совпадения логического хода познания и реальности.
Так обстоит дело и с рассматриваемым законом совпадения логического и исторического в мышлении. Поэтому-то и нельзя противопоставлять этот закон познания материалистическому решению основного вопроса философии об отношении мышления к бытию. Когда познание движется от слитного восприятия целого к его аналитическому расчленению, то как на первой, так и на второй стадии оно имеет своим объектом реальную действительность, и, следовательно, оно исходит из материалистического решения основного вопроса философии, В процессе познания не может быть непосредственного тождества движения мысли с движением самой действительности, но есть опосредствованное тождество, тождество по результату, по совпадению истинной мысли с объектом.
Положение о единстве логического и исторического развития мышления полностью материалистическое положение, ибо мысль и ее движение связываются с реальным историческим процессом общественного развития, в который история мысли вплетена как один из его моментов, неотделимых от общего процесса развития материальных и духовных сил человечества. Единство логического и исторического — это единство развития познания со всей историей общества, с исторической практикой людей.
Как понимать единство логического и исторического?
Совпадение логического и исторического — ключ
к вопросам теории познания и логики
Совпадение логического и исторического процесса познания имеет место лишь в общем и целом. Было бы неправильно искать такое совпадение во всем, в второстепенных чертах и моментах, в случайностях и зигзагах, характерных для исторического процесса познания. Для логического как воспроизведения истории познания характерны две важнейшие черты: 1) сжатое, сокращенное воспроизведение исторического, очищенное от всего случайного и второстепенного, освобожденное от конкретной исторической формы развития познания; в логическом историческое, так сказать, сконденсировано, переплавлено, преобразовано; 2) логическое воспроизводит историческое на высшей основе, т. е. на основе, достигнутой современным уровнем познания, оно перерабатывает историческое с точки зрения современной, наиболее развитой ступени познания.
Первую указанную особенность следует понимать в том смысле, что логическое это не простая и, так сказать, «бездумная», мертвая копия исторического процесса развития мышления. Пользуясь выражением Энгельса, можно сказать, что логическое — это исправь ленное историческое, но исправленное соответственно закономерностям, присущим самой истории мышления. Логические законы и формы могут быть выявлены лишь в результате огромной критической переработки истории мышления. При этом решающее значение имеет мировоззрение, основной подход, исходя из которого производится обобщение исторического развития мысли. Как было сказано, Гегель стремился обобщить историю мысли, чтобы доказать, будто все развитие мысли, вся ее история есть процесс обнаружения абсолютной идеи. В философии ионийцев — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и др., — в их попытке перейти от чувственного многообразия природы к сущности, к единому сущему, проявлением которого выступает конкретное многообразие вещей, он видел закономерное движение познания от внешнего к внутреннему. Но, как идеалист, он считал недостатком их материалистические идеи, он говорил, что в их первоначале нет и намека на понятие, на мысль, на идею как основание всего существующего. По его словам, они не понимали «абсолютного как мысль» (13). Говоря об учении пифагорейцев, он видит их шаг вперед в сравнении с ионийской философией в том, что они чувствовали необходимость определить идею как нечто пребывающее в явлениях. Число, рассматриваемое ими в качестве сущности мира, есть уже понятие, но недостаток их точки зрения Гегель усматривает в том, что понятие здесь выступает еще в форме представления и созерцания. Материалистическая философия Левкиппа и Демокрита не может удовлетворить идеалиста Гегеля, хотя он отмечает и некоторые их заслуги. Только в философии Анаксагора, по словам Гегеля, начинает, хотя и слабо, «брезжить свет», так как-де первоначалом он считал рассудок. В идеалистической философии Платона Гегель находил поступательное движение к «научности» и считал его наряду с Аристотелем «учителем человечества» (14). С идеалистических позиций невозможно дать истинное обобщение исторического развития мышления, и если Гегель все же сумел обнаружить некоторые действительные, объективные закономерности логического в истории мышления, то этого он достиг вопреки своему ложному исходному принципу благодаря глубокому проникновению в сущность истории философии как процесса становления самой науки о философии. Только с материалистических позиций, с позиций диалектического материализма, можно понять реальные законы истории мышления и дать верное логическое обобщение ее хода. Вся многовековая история философии, история наук, языка свидетельствует о правоте материалистической философии, доказывает, что история познания — сложный закономерный процесс углубления мысли в реальную природу, процесс совпадения мысли с объективным миром. Логическое как обобщенное историческое есть в действительности закономерно прогрессирующее познание, все теснее и полнее охватывающее реальный объект познания — природу, общество, материальные и духовные условия жизни человечества. Логическое — это такое обобщение истории мысли, которое, отбрасывая все второстепенное в ней, восстанавливает основные и необходимые ступени поступательного совпадения мысли с объектом, вследствие чего, если «сгустить» этот закономерный и длительный исторический процесс, получается логика в «чистом» виде, т. е. учение о том, как совершается процесс познания, какой должна быть логика движения мысли в процессе индивидуального познания.
Таким образом, совпадение логического и исторического следует понимать как совпадение на основе отражения в мысли реального объективного мира. Только под этим углом зрения возможно выявить и осознать действительную логику исторического развития познания, которая одновременно выступает в качестве логики индивидуального познания. Подходя так к истории мысли, мы критически отнесемся к тем формам и способам познания, которые уводили, отклоняли человеческую мысль от его столбовой дороги познания, так сказать, «нарушали» внутренне необходимую логику развития мысли.
Встает вопрос: не вносит ли такой критический подход произвол в освещение хода исторического развития) человеческого познания, не означает ли это, что целые исторические этапы в истории мысли будут объявлены «случайностью», «зигзагами» истории и т. п.? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, каков смысл положения о том, что логическое есть то же историческое, только очищенное от всякого рода зигзагов, случайностей, что, собственно, значат эти зигзаги и случайности. В качестве примера рассмотрим состояние и основную тенденцию мысли в период средневековья, т. е. в период безраздельного господства религиозной схоластики. Конечно, и в этот исторический период под религиозной оболочкой пульсировала и здоровая человеческая мысль, искавшая пути к познанию реальной природы, боровшаяся против схоластики. Однако господствовавшие в эпоху средневековья способы мышления с точки зрения внутренней логики развития познания были по сравнению с античным периодом движением вспять, зигзагом, от которого мы должны «очистить» историю мышления, чтобы понять действительную логическую закономерность поступательного движения познания. Но значит ли это, что данный период был «исторической ошибкой», случайностью, которая могла быть и могла не быть, явилась порождением каких-то второстепенных обстоятельств и т. п.? С точки зрения объективных законов общественного развития здесь не было никакой случайности. Философия средневековья была необходимым, закономерным проявлением идеологической надстройки раннего феодального общества. Но поскольку явления подчиняются многим законам и нередко действие этих законов перекрещивается, то часто бывает так, что то, что в силу влияния одних законов выступает как необходимое, не является таковым в силу действия иных законов. Тенденции различных законов могут не совпадать другие другом.
Приведенный выше пример является именно таким несовпадением действия разных законов, в данном случае законов экономического развития и законов логического движения познания на пути все более глубокого проникновения мысли в объект. В жизни человеческого общества, в развитии экономики, политики подобные примеры встречаются часто. Действие одного закона ограничивает действие другого закона. Маркс в «Капитале» показал, что в капиталистическом обществе действует закон тенденции нормы прибыли к понижению. Но вместе с этим он доказал, что существует и целый ряд других закономерных факторов, которые противодействуют этому закону, ограничивают его, не дают ему проявляться в чистом виде. Бывает и так, что одни и те же законы, обусловливающие прогресс в одной области, приводят к регрессу в другой области. Например, законы капиталистического производства в эпоху восходящего развития буржуазного общества обусловливали невиданный подъем производительных сил общества, технический прогресс, и они же определили и тот факт, что буржуазный строй по своей сущности враждебен некоторым отраслям духовного производства, таким, как искусство, поэзия. Не видеть этой противоречивости развития, сложного взаимодействия различных объективных законов, не учитывать как момента их взаимоусиления, так и момента их взаимоограничения, значит закрыть себе путь к правильному объяснению многих явлений.
Нечто подобное мы имееем и в приведенном выше примере. Объясняя сущность и причины существования средневековой схоластической философии, ее господства в течение длительного периода, историк философии должен показать те объективные законы развития общества, которые породили ее. И в этом отношении было бы неправильным считать ее случайностью, несущественным явлением, которое можно не принимать во внимание. Но, когда мы пытаемся обобщить исторический ход познания с точки зрения «внутренних», специфических законов познания, хотя и связанных неразрывно с коренными законами общественного и прежде всего экономического развития, но все же обладающих относительной самостоятельностью, мы обнаружим, что действие этих законов в период средневековья было ограничено действием политических, экономических и других законов, которые обусловили движение мысли вспять. Историк философии обязан объяснить этот факт, показать те законы, которые привели к его возникновению; логик же, обобщающий историю философии с целью обнаружения в ней основной тенденции логического развития познания, должен отвлечься от этого временного движения мысли вспять, восстановить прерванную тенденцию этого развития и представить ее в чистом, абстрактном виде. С точки зрения логического обобщения истории мысли эта система философских взглядов будет зигзагом в общем ходе истории мысли, явлением, которым можно пренебречь для определенных целей. Подобное отвлечение вполне допустимо, ибо научный закон строится на отвлечении от того, что затемняет основную тенденцию развития, и на выделении того, что позволяет выразить ее.
Пример со средневековой философией не должен приводить к ложному заключению о том, будто марксистское обобщение истории философии должно учитывать лишь материалистические и игнорировать идеалистические системы, будто логика развития познания обнаружила себя лишь в первых и не проявилась во вторых. Марксизм отвергает такой вульгарный подход, который, к сожалению, еще имеет место в иных работах марксистов, не учитывающих сложности и противоречивости действительного процесса исторического развития мысли. Марксизм как высшая форма материализма исследует прежде всего традиции, связанные с материалистической линией развития мысли, наиболее прогрессивной и передовой, является ее прямым продолжением. Вместе с тем нельзя отрицать, что в прошлом в идеалистической философии содержались и весьма ценные элементы, которые марксизм не отбросил, а переработал, и, следовательно, в этом извращенном отражении также осуществлялись некоторые исторически и логически необходимые процессы развития познания. Например, основоположники диалектического материализма указывали, что именно представители идеалистической философии больше внимания обращали на исследование активной роли мышления, чем старые метафизические материалисты.
Как исторически, так и логически познание в общем движется от представления о вещах как тождественных, неизменных к понятию о них как развивающихся и изменяющихся. Это исторически необходимое течение мысли в новое время нашло свое наиболее яркое и полное выражение в идеалистической диалектике Гегеля, которая трактовала явления как развивающиеся. Поэтому, обобщая исторический ход мысли с целью обнаружения логики развития познания, следует учесть взгляды этого крупнейшего немецкого философа, несмотря на то что диалектическая теория развития выступала у него в ложной идеалистической оболочке. Нельзя согласиться с встречающимися утверждениями, будто идеализм в принципе не может быть диалектическим, и что только материализм (речь идет даже о старом, метафизическом материализме) способен подходить к действительности диалектически, вследствие чего в изложении истории философии «должно быть показано, что идеализм, несмотря на значительные диалектические элементы, метафизичен по своей сущности, а домарксовский материализм, несмотря на метафизическую ограниченность, по существу своих коренных воззрений диалектичен» (15). В этой постановке вопроса верна лишь мысль, что по своей коренной тенденции идеализм не способен разработать научную диалектику, что только на базе материалистической философии и в неразрывной связи с ней может развиваться такая диалектика. Но отсюда вовсе не следует вывод о том, что в старом, домарксовском материализме больше элементов диалектики, чем в гегелевской идеалистической философии. Ведь именно по поводу диалектики Гегеля В. И. Ленин сказал, что «умный», т. е. диалектический, идеализм в известном смысле ближе к диалектическому материализму, чем метафизический материализм.
Таким образом, переработка; преобразование исторического в логическое — это не мертвое копирование, не простое повторение первого во втором, а критическое и «исправленное» обобщение истории мысли, которое позволяет понять закономерности логического движения познания. При этом едва ли нужно доказывать, что логическое и историческое совпадают в общем и целом не в том смысле, что в логическом воспроизводятся конкретные взгляды, системы, решения конкретных вопросов, выдвигавшиеся на том или ином историческом этапе, решения, утратившие сейчас свое значение. Логика обобщает историю мысли только с точки зрения тенденций развития способов познания, подходов к явлениям, закономерных переходов от одних этапов к другим, от одних способов и форм познания к другим. Конечно, при этом обобщении истории познания невозможно отвлечься от конкретных взглядов мыслителей прошлого на те или иные философские вопросы. Но, обобщая исторический ход исследования этих вопросов, логика ищет в нем указаний относительно законов, закономерного хода развития мысли, без осознания которых невозможна научная теория познания и логика.
Мы разъяснили лишь первую черту, свойственную процессу логической обработки истории мышления. Вторая важная черта совпадения логики и истории мысли, как было сказано, состоит в воспроизведении в логическом исторического на высшей основе с точки зрения современного уровня познания. Если история мысли дает нам указания о том, какой должна быть современная теория познания и логика, то в свою очередь достигнутая сейчас ступень познания есть та вышка, с которой можно правильно понять закономерности самой истории.
С точки зрения достигнутой теперь ступени познания видна ограниченность каждой отдельной исторической формы познания, в силу чего то, что исторически выступало в качестве самостоятельной формы, мы имеем возможность сейчас рассматривать как звено в общей цепи закономерного логического процесса познания. То, что в историческом развитии познания представлялось целым, сейчас оказывается частью, стороной целого, последнее же возникает из связи тех звеньев, сторон, которые раньше односторонне воспринимались как целое.
История развития мысли подвела к возникновению этого целого, и в этом смысле современная теория познания, логика есть итог, вывод из истории познания. Исторический процесс развития познания стал основой, логического процесса познания. Это — одна сторона взаимосвязи и взаимодействия данных двух процессов, та сторона, которая выявляет и подчеркивает огромное значение истории мысли для логики мышления. Другая сторона этого взаимодействия состоит в том, что логика переплавляет исторические ступеньки и формы познания в звенья единого, связного логического процесса познания, в котором историческое существует в «снятом» виде, преобразованном соответственно современному уровню познания. Эта сторона взаимосвязи логического и исторического выявляет и подчеркивает активную роль логического, которое не только есть итог истории мысли, но и вершина ее, вершина в том смысле, что современные условия развития общества, техники и науки дают возможность построить такую теорию познания, которая под влиянием новых данных науки и нового опыта будет развиваться, совершенствоваться, но не будет претерпевать каких-то коренных изменений, т. е. изменений, которые потребовали бы создания новой теории. Мы, марксисты, глубоко убеждены, что такая теория существует, это теория познания диалектического материализма.
Следовательно, и в этом смысле логическое есть не мертвое тождество с историческим, а тождество с различиями, противоречиями. Иначе говоря, логическое и с этой стороны выступает как «исправленное» историческое, ибо оно сохраняет последнее в преобразованном, «снятом» виде, ликвидируя исторически неизбежное выпячивание части, стороны процесса познания в качестве целого. Если, например, для античной философии был характерен подход к природе как к целому, а для периода XV—XVIII вв. — стремление к разложению целого на части и познание каждой отдельной части, стороны природы, если, наконец, для науки нового времени характерна тенденция к синтезу, к познанию законов, выражающих общие связи явлений природы, то в логике все эти способы представляют собой связанные между собой звенья, ступени единого процесса познания. Каждое звено, каждая ступень здесь подчинены целому, т.е. диалектическому процессу движения мысли от восприятия общего к разложению его на части и синтезу общего на основе всей предшествующей деятельности мышления.
Против этого могут сказать, что все это чрезвычайно схематично, что реальная картина исторического развития человеческой мысли значительно сложнее, и логический процесс познания, как он протекает в различных областях науки, не всегда в точности соответствует данной схеме. Мы ответим, что невозможно обойтись без некоторого схематизма, когда обобщается столь многостороннее и сложное явление, как история человеческого познания. В. И. Ленин именно поэтому указывал, что логическое и историческое совпадают лишь в общем и целом, желая этим подчеркнуть, что речь идет о совпадении лишь в тенденции, в основном направлении развития того и другого, а не во всех подробностях и деталях. Всякий научный закон по отношению к тому конкретному материалу, который он обобщает, в известной мере схематичен, поскольку он выражает лишь существенную общую тенденцию. Но этот схематизм не только не мешает, а, напротив, помогает выявить основную тенденцию, и в этом сила всякого закона.
В совпадении логического мышления с основной исторической тенденцией развития мышления находит свое выражение действие закона отрицания отрицания: логический процесс познания как бы повторяет имевшие место раньше ступени, но на новой, высшей основе.
В чем же значение рассмотренного нами закона познания? Если логическое есть обобщенное отражение исторического, то изучение истории мысли, науки, техники, языка, умственного развития ребенка и т. д. дает ключ, указывает правильный подход ко многим важнейшим логическим и гносеологическим вопросам. В. И. Ленин следующим образом определяет значение истории мысли, рассматривая это на примере истории развития понятия причинности: «Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась идея -„связи всего", „цепи причин". Сравнение того, как в истории человеческой мысли понимались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную» (16). Разумеется, принцип единства логического и исторического, находится в тесной связи с другими сторонами марксистского подхода к познанию, рассмотренными уже в предыдущих главах, особенно с пониманием логического как отражения реальных связей вещей. Но приведенные слова Ленина, как и другие его высказывания, показывают, какое огромное значение он придавал данному вопросу.
Для подтверждения и доказательства этого тезиса остановимся на анализе одной очень важной проблемы теории познания и логики — соотношения чувственного и рационального познания, ощущения и понятия, явления и сущности, непосредственного и опосредствованного познания. Для диалектической логики, исследующей познание в его развитии, движении, очень важно выяснить направление этого движения, от чего и к чему совершается это движение познания, какие стороны объекта, а следовательно, и какие логические категории, их отражающие, являются исходными в процессе движения мысли, какова последовательность выведения одних категорий из других, и т. д. Эти вопросы имеют большое значение и для каждой конкретной науки, поскольку исследование проделывает определенный путь и знание логики этого пути дает руководящую нить всякому познанию.
Обобщение действительного хода истории познания дает нам один из надежных критериев их научного решения. «Понятие (познание), — говорит В. И. Ленин, — в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность (закон причины, тождество, различие etc.) — таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии [и истории]. Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук» (17).
Конечно, и индивидуальный процесс познания, как он протекает в голове человека, свидетельствует о том, что он начинается с бытия, с непосредственных явлений и от них идет к раскрытию сущности, закона вещей.
Иначе чем через ощущения мы ничего не можем знать о внешнем мире. Можно было бы поэтому сказать, что достаточно исследования одного этого процесса, не обращаясь к истории, чтобы убедиться в истинности такого понимания. В какой-то мере это так, но все же, как ни убедительна эта аргументация для материалиста, одной ее недостаточно. Мышление человека осложнено многими обстоятельствами, не позволяющими процессу познания выступать в «чистом» виде. Лишь в очень редких случаях непосредственно можно проследить, что этот процесс начинается с чувственного созерцания, которое затем перерабатывается в понятия, законы. В большинстве случаев мышление человека с самого начала отправляется от известных, выработанных ранее понятий, теорий, составляющих, как правило, исходный пункт познания каких-либо явлений. Если оно и начинается с чувственного созерцания, то последнее настолько прослоено понятиями, идеями, абстракциями, что связь и переходы одного в другое совершенно затемнены (мы частично коснулись этого вопроса в предыдущей главе при разборе мыслей Эйнштейна поданному вопросу). Между обеими полюсами процесса — между ощущениями и понятиями — лежит длинная дистанция, так что первое совершенно растворяется, не видно во втором, и кажется, что мысль не связана с эмпирическими данными. В этом забвении всех необходимых звеньев процесса познания и преувеличении одной из его граней, а именно опосредованного познания, и состоит в значительной мере источник идеалистической теории познания.
И. М. Сеченов, детально исследовавший в своих работах процесс познания человека, показал, что при изучении познавательного процесса взрослого человека выпячивается только сознательная сторона этого акта, в силу чего причина возникновения психического акта, т. е. воздействие внешнего мира, объекта на субъект, исчезает. В результате этого психическая деятельность абсолютизируется. Отсюда легко прийти к идеалистическому взгляду на природу психического вообще и познания в частности.
«Выходя из мысли, — писал он, — что внешний мир воспринимается и познается нами посредственно, они (т. е. идеалисты. — М. Р.) считают всю рассудочную сторону мысли не отголоском предметных отношений и зависимостей, а прирожденными человеку формами или законами воспринимающего и познающего ума, который совершает всю работу превращения впечатлений в идейном направлении и создает таким образом то, что мы называем предметными отношениями и зависимостями» (17).
Так как мышление взрослого человека не представляет полной возможности исследовать процесс познания с точки зрения его начала и закономерного развития, то Сеченов акцентирует внимание на изучении истории умственного развития ребенка, истории возникновения детской мысли. Здесь в чистом виде протекает тот же процесс, который у взрослого человека затемнен. Сеченов говорит также об известном параллелизме между историей развития мысли ребенка и историей мысли в период раннего развития человечества. Развитие мысли ребенка идет от чувственных образов к обобщению, мысль удаляется от непосредственного, в чувственный опыт вплетается опосредствованное знание. Такова основная тенденция развития, вскрытая Сеченовым.
В раннюю пору своего развития ребенок мыслит только предметными категориями — данной елкой, данной собакой и т. п. Позднее он мыслит о елке уже как о представителе известной породы деревьев. В дальнейшем объектами его мысли являются «растение», «животное», т. е. понятия несравненно более широкие, чем «ель» и «собака». При таком движении мысли объекты приобретают все более и более обобщенный характер, удаляющий их от чувственных предметов. Далее Сеченов показывает, что от обобщенных представлений мысль ребенка переходит к образованию понятий. Эта характеристика умственного развития ребенка вполне соответствует той общей тенденции движения познания от непосредственного к опосредствованному, которую В. И. Ленин определил как логическое обобщение истории мысли. Эта же тенденция проявляется и в истории науки в целом и каждой отдельной науки. Совпадение логики развития науки с логикой формирования и развития мысли у ребенка отмечают и некоторые крупные естествоиспытатели. Так, Лавуазье писал по этому поводу: «Когда мы начинаем впервые изучать какую-нибудь науку, мы находимся по отношению к ней в положении, весьма сходном с положением ребенка, и путь, который нам предстоит пройти, совершенно аналогичен тому, которому следует природа, формируя его представления. Подобно тому, как у ребенка понятие является продуктом ощущения, как ощущение заставляет рождаться представления, — у того, кто начинает заниматься изучением физических наук, понятия должны быть не чем иным, как выводом, непосредственным следствием опыта или наблюдения» (18).
Таким образом, общая тенденция исследования науки как бы воспроизводит историю умственного формирования человека и имеет то же направление — от непосредственного к опосредствованному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, закону. Эту закономерность можно проследить на истории любой науки — естествознания, политической экономии и т. д. Известно, например, что в период возникновения точных наук в XVII—XVIII вв. господствовало механическое объяснение природы, которое ученые пытались распространить на все явления неорганической и органической природы. Это не случайность, а проявление той же закономерности движения познания от непосредственного к опосредствованному. Материалистически объяснил этот факт П. Ланжевен. «Поскольку механические свойства наиболее непосредственно оказывают влияние на наши чувства, — писал он, — то вполне естественно, что первые попытки объяснения мира, опиравшиеся на непосредственные данные наших чувств, были основаны на механических понятиях. Значительный успех этого способа объяснения в небесной механике в свою очередь неизбежно должен был привести к попытке распространить его на всю науку. Затем появился электромагнетизм; в физике произошел полный переворот, в результате чего идеи наших предков перестали соответствовать современному представлению о мире» (19).
Первоначально возникающие в истории науки теории несут на себе печать чувственного, непосредственного отражения действительности. Даже тогда, когда мысль на основе эксперимента проникает в сущность явлений, переходит к опосредованному знанию, она отражает вначале сущность, лежащую ближе к поверхности, и затем переходит к обнаружению более глубоких сущностей. Например, после открытия сложного строения атома наука вначале исследовала электронную оболочку атома, т. е. то, что ближе к поверхности данного явления, а затем перешла к исследованию атомного ядра и его закономерностей. Сейчас уже намечается дальнейшее углубление наших знаний, началось проникновение в сложную структуру элементарных частиц.
Эта же закономерность проявляется и в истории общественных наук, например, политической экономии. Первые системы взглядов на буржуазное общество, представленные меркантилистскими и монетарными теориями, были поверхностными, ненаучными. Они были еще далеки от понимания законов развития товарного производства. Но иного начала политической экономии и не могло быть, исторически это оправдано, ибо первоначально фиксироваться могло только то, что доступно непосредственно созерцанию. Естественно, что первые представители политической экономии останавливали свое внимание на процессах товарного и денежного обращения, не подозревая, что существует скрытая основа этих явлений, изучение которой только и может дать научное знание. Развитие политической экономии шло, как известно, в направлении выяснения сущности экономических процессов, мысль отвлекалась от внешней видимости вещей и проникала в их глубочайшую основу, в скрытые пружины процессов.
Или возьмем такую область знания, как язык, историю языка, вне которой нет истории мысли, нет познания вообще. Как свидетельствуют специальные исследования, в историческом развитии языка наблюдается та же общая закономерность: сначала язык служит средством преимущественно для чувственно-наглядного отражения действительности. Этот факт сказывается в самой структуре языка, в его конкретном характере, в отсутствии достаточного количества слов для выражения общих понятий. Затем язык становится орудием для выражения все более обобщенных представлений и понятий, отражающих существенные стороны вещей. Сошлемся на такого крупного специалиста в области языкознания, как А. А. Потебня. Свидетельство этого исследователя для нас особенно важно, потому что он рассматривает язык в историческом развитии, как орган, образующий, развивающий мысль. Правда, он склонен приписать языку чуть ли не решающее значение в образовании понятия, но это уже преувеличение, абсолютизация в сущности верной мысли об активной роли языка в мышлении.
В книге «Мысль и язык» Потебня указывает, что в начале исторического развития, а также на первых ступенях умственного формирования ребенка язык выступает в качестве орудия создания чувственного образа, восприятия, он есть средство создания «единства чувственного образа» (20). Эта особенность языка находится в соответствии с закономерностью развития мысли в тот ее период, когда господствует чувственно-образное, конкретное восприятие действительности. Колоссальный этнографический материал о языке и мышлении первобытных народов подтверждает эту особенность языка в начальный период его развития.
Установив значение языка как средства выражения восприятий, Потебня показывает, какую роль играет слово в процессе развития способности человеческой мысли к обобщению, например при выработке представлений как более обобщенной формы мысли по сравнению с восприятием. С помощью слова «мама» ребенок закрепляет и выражает обобщенное представление о матери, отвлекаясь от различных ситуаций, в которых он видел свою мать (21). Важным этапом в развитии языка, согласно Потебни, является образование прилагательных, глаголов, которые выражают более глубокую ступень познания вещей, познания их сущности: «Существование прилагательного и глагола возможно только после того, как сознание отделит от более-менее случайных атрибутов то неизменное зерно вещи, ту сущность, субстанцию, то нечто, которое человек думает видеть за сочетанием признаков и которое не дается этим сочетанием» (22).
Таким образом, язык развивается в том же направлении, что и мысль, — от конкретно-чувственного к обобщенному: посредством слова мысль «идеализируется и освобождается от подавляющего и раздробляющего ее влияния непосредственных чувственных восприятий» (23). Констатация в науке о развитии языка именно этой общей тенденции очень важна, она совпадает с закономерностью исторического развития человеческого мышления, отдельных наук и т. д.
Обобщение истории мысли, языка, отдельных наук дает основание для утверждения, что в силу единства исторического и логического путь познания объективной истины есть путь движения от чувственного созерцания вещей к образованию абстракций на основе практики, практической деятельности людей, и что только такое понимание познавательного процесса соответствует действительным объективным законам мышления. Иначе говоря, обобщение истории мысли, языка и т. д. служит фундаментом для научного решения одного из коренных гносеологических вопросов, вокруг которого по настоящее время не прекращаются ожесточенные споры.
Таким образом, формула В. И. Ленина: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике— таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (24), представляет собой обобщенное выражение исторического развития познания. В этой формуле законы исторического развития мышления и логические законы мышления совпадают. Как ни сложен процесс познания в голове современного человека, как бы ни был он затемнен тем, что уже в исходном пункте познания мы пользуемся и средствами абстрактного мышления, опираемся на существующие теории, понятия и т. п.,— все это не может отменить действие закона, согласно которому познание движется от непосредственного к опосредствованному, от чувственного созерцания к абстрактному мышлению, проверяя каждый свой шаг практикой, экспериментом, опытом. Ибо подобно тому как в истории мышления понятия, научные законы, идеи рождались из переработки наблюдений, опыта, данных о реальных явлениях и процессах, так это происходит и сейчас, хотя и в несравненно более сложной форме, в мозгу современного человека. В этом смысле мы и утверждаем, что совпадение исторического и логического есть ключ к решению гносеологических и логических проблем.
Соотношение логики и истории развития объективной действительности
До сих пор мы рассматривали совпадение логики и истории мышления. Теперь мы должны рассмотреть другой аспект этого же вопроса — соотношение логики с историей развития уже не мышления, а объективной действительности. В первом случае была прослежена логика движения мысли с точки зрения объективной закономерности развертывания познавательного процесса, его различных стадий, перехода от одних форм к другим и т. д. Сущностью логического процесса является историческое, т. е. история развития мышления, сжатым, концентрированным выражением которого выступает отдельный логический процесс. Рассмотрим теперь вопрос, как соотносится логика исследования предметов с историческим развитием самих этих предметов. И здесь мы найдем, что сущность логического в историческом. Так как этот вопрос в нашей литературе разработан более основательно, чем первый, мы ограничимся лишь несколькими замечаниями.
1. Главнейшим фактом здесь выступает изменчивость явлений объективного мира в процессе их истории. Каждое явление, предмет имеют свою историю. Их современное состояние есть результат всего предшествующего развития. Когда мы изучаем какое-нибудь явление природы или общественной жизни, мы нередко изолируем его от пройденного им пути развития, результатом которого он является. Такое абстрагирование полезно и даже необходимо на первых этапах исследования, но со временем возникает потребность проследить историческое развитие объекта.
Подобно тому как мышление современного человека можно понять, лишь обращаясь к его истории, ибо оно результат всего развития человечества, так и объективный мир может быть понят лишь при условии исторического подхода. В этом сущность диалектического понимания природы. Но если предметы и явления представляют собой процессы — процессы возникновения, развития и неизбежного исчезновения, — то эта динамика их должна найти отражение в мышлении. Чтобы познать предметы, мысль должна исследовать их историю, следовательно, и в этом отношении логическое совпадает с историческим. С чего начинается история объекта, с того начинается и движение познающей мысли, и весь ее дальнейший ход будет отражением исторического развития объекта. Логика развития мысли как бы накладывается на объективную логику истории предмета.
Трудно переоценить значение этого принципа для познания. Предметы или явления, взятые в готовом, более или менее завершенном виде, далеко не всегда раскрывают свои тайны, вследствие этого исследование их свойств и черт на базе их современного состояния не приносит успеха. И тогда обращение к истории становится верным путем к выяснению сущности явлений. Прекрасное подтверждение этому дает научный опыт. Например, как дарвинизм объяснил такое на первый взгляд странное и непостижимое явление как целесообразность и совершенство растительных и животных видов, их удивительную приспособленность к среде? K. A. Тимирязев в книге «Исторический метод в биологии» показал, что Дарвин сумел раскрыть эту тайну живой природы только благодаря историческому взгляду на органический мир. «Физиологическое совершенство,— пишет он, — непонятное как непосредственное приобретение за период индивидуального развития, может быть понято как наследие несметных веков исторического процесса» (1).
Далее он правильно замечает, что это положение имеет всеобщее значение и должно быть распространено и на такие науки как механика, физика, химия, которые, казалось бы, могли игнорировать момент историзма. Однако поскольку каждое данное состояние материи есть лишь звено в бесконечной цепи развития, то принцип историзма и здесь дает в руки исследователя могучее орудие познания. Тимирязев ссылается на космогонические гипотезы Канта и Лапласа, в которых для объяснения современного движения планет привлекалась история их становления и развития. В современных космогонических теориях момент историзма в объяснении законов движения небесных тел приобрел еще большее значение. Эти теории исходят из того, что раскрыть и понять картину планетной системы можно, лишь исследуя их не как готовые, а как возникшие из определенного допланетного состояния. Понятие эволюции, исторического развития столь же правомерно применяется к небесным телам, как и к живой природе.
Что касается значения принципа совпадения логического и исторического для понимания сущности общественных процессов, то здесь оно настолько велико, что В. И. Ленин указывал: «самое надежное» в данной области «это — не забывать основной исторической связи, усмотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть,, чем данная вещь стала теперь» (26).
Итак, поскольку объекты исследования могут быть поняты лишь как результаты определенных исторических процессов, мысль должна рассматривать их в процессе становления и развития и постольку логическое в общем и целом совпадает с историческим, воспроизводит исторический ход этого развития.
2. Совпадение логики исследования предметов с их историческим развитием осуществляется также лишь как общая тенденция, в общем и целом. В процессе своего движения мысль не следует за всеми перипетиями и зигзагами действительного исторического развития. Вследствие этого логическое есть и с этой стороны исправленное историческое. «Исправление» это выражается в том, что логика исследования схватывает исторический ход развития явлений в его существенности. Однако исправление, производимое логически, не произвольно, не субъективно. Оно делается в полном соответствии с объективными законами самой действительности. Это значит, что «исправление» предпринимается для того, чтобы лучше, глубже выразить самую историю развития объекта. Исследуя историю объективного процесса, мысль отбрасывает все случайное, несущественное, затемняющее основное направление развития, его законы.
На этой стороне соотношения логического и исторического также сказывается и момент их противоречивости. Полное тождество этих сторон обрекло бы мысль на пассивное, фотографическое отображение развития объектов. В действительности же мысль, будучи отражением объективного мира, активно исследует, анализирует явления, переплавляя их в идеальные" образы, значение которых не только в том, что они отражают объективную реальность, но и отражают ее в соответствии с законами ее развития.
Противоречивое взаимоотношение логического и исторического находит свое проявление также и в том, что логическое отражает историческое на основе высшей ступени, достигнутой развитием познания тех или иных объектов, В этом смысл известного указания Энгельса о том, что в логическом движении мысли анализ дается в той точке развития, где процесс достигает «полной зрелости и классической формы» (27). Эти слова Энгельса следует понимать так, что наша мысль, исследуя какой-нибудь объект в его развитии, имеет в своем распоряжении или уже готовый итог или известные результаты этого развития, позволяющие ей с точки зрения настоящего глубже понять тот путь, который исторически подвел к современному состоянию объекта. Поэтому не только анализ истории предмета помогает лучше понять этот предмет, но и анализ современного его состояния способствует более глубокому исследованию его прошлого, исторического процесса, завершившегося его возникновением. Исследование предмета в его завершенности и в его историческом развитии - не разные задачи, а двуединая задача одного и того же процесса познания. Если анализ истории есть условие познания объекта в его развитой форме, то в свою очередь анализ этой формы проливает свет на его прошлое, на его историю, ориентирует нашу мысль, в каком направлении следует исследовать эту историю. Например, без изучения истории развития видов растений и животных невозможно было понять целесообразность их современного строения и приспособленность к окружающим условиям. Но эта целесообразность и приспособленность в свою очередь были тем состоянием «полной зрелости», которое служило указателем руководящей нитью в исследовании исторического пути, приведшему к определенным результатам. Перед наукой встала задача выяснить, какие условия и факторы в далеком прошлом явились причиной относительной целесообразности органических форм, и наука ее обнаружила в истории развития растений и животных.
Отсюда вытекает еще одно важное указание в отношении логики движения нашего познания: если состояние полной зрелости предмета или та точка процесса развития, в которой достигнута «классическая форма» объекта, дают возможность глубже выяснить путь развития объекта, то мысль наша не обязательно должна во всех случаях идти от того, что исторически предшествует высшим состояниям и от него к более зрелым формам. Когда развитая форма предмета дает возможность обнаружить сущность его исторического развития, тогда исследование можно начинать с анализа более высокой ступени исторического развития и затем, исходя из достигнутых результатов, объяснять менее развитые формы. Именно это имел в виду Маркс, когда он говорил, что «развитое тело легче изучать, чем клеточку тела» (28). В «Капитале» он в ряде случаев изменяет направление исследования, повинуясь интересам и требованиям осознания сущности того или иного явления. Сущность капитала легче раскрыть на такой развитой форме как промышленный капитал, чем на развитой форме торгового или ростовщического капитала, хотя исторически вторая форма предшествует первой.
Это и означает, что логическое совпадает с историческим лишь в общем и целом, что их связь и единство противоречивы. Конечно, подобные случаи не есть нарушение общего принципа совпадения логического и исторического, ибо само отступление от него предпринимается в процессе познания для того, чтобы в конечном счете глубже осмыслить исторический процесс развития,
3. На основе общего единства и совпадения логического и исторического в конкретных исследованиях может выдвигаться на первый план то логический метод, то исторический. Иными словами, общий принцип конкретизируется применительно к различным областям человеческого знания, к различным целям исследования. В исторических науках акцент делается на историческом методе, на воспроизведении конкретного хода истории. В теоретических науках преимущество получает логический метод исследования. В соответствии с этим можно говорить о двух самостоятельных способах исследования— логическом и историческом. Характерная черта логического способа исследования — анализ явления в его «чистом», абстрактно-теоретическом виде. Результаты такого анализа формулируются в виде законов, категорий, в определенной системе категорий и законов. Характерная черта исторического способа исследования — анализ явлений в их конкретном историческом развитии, результаты его излагаются в столь же конкретной исторической форме.
Различие этих двух способов исследования относительно. Энгельс определял логический способ как тот же исторический, только освобожденный от исторической формы. С таким же основанием исторический способ можно считать тем же логическим, только воплощенным в историческую форму. Это значит, что, хотя мы и различаем логический и исторический способы исследования как самостоятельные, в каждом из них осуществляется единство, связь логического и исторического. Историческая наука превратилась бы в груду событий и фактов, если бы исследование и изложение их не были подчинены цели осознания исторических явлений как закономерных, подчиняющихся объективным законам развития, И наоборот, логический способ исследования без постоянного контакта с реальными фактами, с историческим развитием утратил бы всякую познавательную силу (29).
Примечания.
1.В. И, Ленин, Соч., т, 38, стр. 314,
2.Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 176.
3.Гегель, Соч., т. IX, стр.
4.Там же, стр. 34.
5.R. Gropp, Geschichte und System der Philosophie — bei Hegel und im Marxismus, «Deutsclie Zeitschrift fur Philosophie» (Berlin), Heft 5/6, 1956, S. 663. В статье «К вопросу о марксистской диалектической логике как системе категорий», опубликованной в «Вопросах философии» №1 за 1959 т., стр. 154, Гропп также по существу выступает против положения о совпадении логического и исторического. Вопреки ясным и не поддающимся двусмысленному истолкованию высказываниям Ленина на этот счет он утверждает, будто Ленина нужно иначе понимать. Но сам он даже не пытается проанализировать эти высказывания.
6.А. Ле Шателье, Наука и промышленность, М., 1928, стр. 22.
7.Аристотель, Физика, Соцэкгиз, М., 1937, стр, 7—8,
8.И. П. Павлов, Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности Животных, Полное собр. соч., т. III, кн. 1, АН СССР, М.-Л., 1951, стр. 123.
9.В. И. Ленин, Соч., т. 38, стр. 136. 10.См. там же, стр. 350.
11.Аристотель, Метафизика, стр. 220—221.
12.Аристотель, Метафизика, стр. 221.
13.Гегель, Соч., т. IX, стр. 245.
14.См. Гегель, Соч., т. X, стр. 123.
15.R. Gropp, Geschichte und System der Philosophie — bei Hegel und im Marxismus, «Deutsche Zeitschrift fur Philosophie», Heft 5/6, 1956, S, 666,
16.В. И. Ленин, Соч., т. 38, стр. 346.
17.И. М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, стр. 407.
18.А. Лавуазье, Мемуары., Л., 1931, стр. 71 (курсив мой.— М. Р.).
19.П. Ланжевен, Избранные произведения. Статьи и речи по общим вопросам науки, М. 1949, стр. 329.
20.А. А. Потебня, Полное собр. соч., т, I, Одесса, 1922, стр. 123.
21.См, там же.
22.А. А. Потебня, Полное собр. соч., т, I, стр. 121.
23.Там же, стр. 181.
24.В. И. Ленин, Соч., т. 38, стр. 161,
25.К. А. Тимирязев, Исторический метод в биологии, М.—Л.. 1943, стр. 35.
26.В.И. Ленин, Соч., т. 29, стр. 436.
27.К. Маркс, К критике политической экономии, стр. 23
28.К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 4.
29.Вопрос о логическом и историческом способах исследований подробнее рассмотрен нами в другом месте (см. «Категории материалистической диалектики», Госполитиздат, М, 1957, стр. 352-388).