Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

Второе письмо

Материал из m-17.info

Версия от 16:18, 16 июля 2020; Vladimir (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Со своим проектом я обратился н е π о- с р е д с т в е н н о к человечеству, так как оно в ц е л о м должно интересоваться им, но я вовсе не предавался безумной надежде, что оно сразу займется его осуществлением; я всегда думал, что успех зависит от более или менее энергичных действий, на которые решатся в этом случае люди, пользующиеся наибольшим влиянием на человечество. Лучшим средством привлечь их на свою сторону будет возможно полное разъяснение этого вопроса; вот цель, какую я себе ставлю, обращаясь к различным группам человечества, разделяемого мною на три класса: первый — это тот, к которому имеем честь принадлежать мы с вами; он шествует под знаменем прогресса человеческого духа и состоит из ученых, художников и всех людей, разделяющих либеральные идеи. На знамени второго написано: никаких нововведений! К этому классу принадлежат все собственники, которые не входят в первый. Третий, объединяемый идеей р а в е н с т в а , заключает в себе остальное человечество. Первому классу я скажу: все, кому я говорил о плане, предлагаемом мной человечеству, в общем после очень недолгого обсуждения в конце концов одобрили его; все говорили мне, что они желают ему успеха, но в то же время все они обнаруживали опасение, что не удастся его осуществить.

Судя по согласию, которое выявилось в их мнениях, мне представляется вероятным, что и у всех людей, или по крайней мере у большинства, я найду такое же отношение. Если это предчувствие оправдается, то единственной силой, которая окажется против моих намерений, будет к о с н о с т ь. Ученые, художники, а также все вы, употребляющие часть своих сил и средств на развитие просвещения, вы — часть человечества, обладающая наибольшей мозговой энергией и наиболее способная к восприятию новых идей, вы непосредственно заинтересованы в успехе подписки — вы-то и должны преодолеть силу косности. Математики! Ведь вы находитесь во главе, начинайте! Ученые, художники, поглядите глазами гения на современное! положение человеческого духа; вы увидите, что скипетр общественного мнения в ваших руках, держите же его крепче! Вы можете создать ваше счастье и счастье ваших современников; вы можете предохранить потомство от тех болезней, которыми мы страдали раньше и которые -мы терпим до сих пор: подписывайтесь все! Затем я обращусь к собственникам из второго класса со следующими словами: Господа! Вы очень малочисленны по сравнению с теми, кто не имеет собственности: почему же они вам повинуются? Потому, что превосходство вашего просвещения дает вам способы объединять ваши усилия, а это обыкновенно дает перевес в борьбе, которая,

по самой природе вещей, всегда неизбежно происходит между ними и вами. Раз это установлено, то, очевидно, в ваших интересах привлечь в свою партию людей, не имеющих собственности, которые важными открытиями докажут превосходство своего разума; равным образом очевидно, что, так как интерес этот о б щ и й для всего вашею класса, то и содействовать его достижению должен к а ж д ы й его член. Господа! Я много жил с учеными и художниками, я много наблюдал их в их интимной жизни, и я могу вас уверить, что они побудят вас к тому, чтобы жертвовать самолюбием и деньгами, которые необходимы для выдвижения их шедевров на первое место в глазах человечества и для доставления им денежных средств, нужных для полной разрабог- ки их идей. Я был бы виновен перед вами в преувеличении, если бы стал уверять, что в голове ученых и художников вполне сложилось то намерение, о котором я говорю: нет, господа, нет! Я скажу, что оно существует у них в очень смутной форме, но после долгого ряда наблюдений я убедился все же в реальности его существования и того влияния, которое оно оказывает на все их воззрения. И пока вы, господа, не примете предложенной мною меры, вы будете подвергаться, каждый в своей стране, таким же несчастьям, какие перенесла часть вашего класса, находящаяся во Франции. Чтобы убедиться в пра- оильности моих слов, вам достаточно поду-

мать над ходом событий в этой стране η 1789 г. Первое народное движение было здесь скрытно вызвано учеными и художниками. Как только, благодаря своему успеху, восстание приобрело характер законности, они провозгласили себя его вождями, а сопротивление, оказанное тому направлению, которое они придали восстанию, т. е. разрушению всех учреждений, оскорблявших их самолю бие, заставило их все более и более кружить головы невежд и разрывать все путы, сдерживавшие пылкие страсти людей, не имеющих собственности; они добились того, чего хотели: все установления, которые они с самого начала хотели свергнуть, были опрокинуты; словом, они выиграли сражение, а вы проиграли. Дорого обошлась победителям эта победа, но вы, побежденные, претерпели еще больше. Несколько ученых и художников сделались жертвами непокорности своей армии и были убиты своими же собственными солдатами. С нравственной же стороны им всем пришлось перенести упреки, которые вы как будто не без основания им делали, упреки в том, что они виноваты в совершенных над вами жестокостях и в разных беспорядках, произведенных их армией под варвар ским влиянием ее невежества. Когда зло достигло высшей точки, тогда стало возможным применить лекарство: вы уже не сопротивлялись, а наученные опытом ученые и художники, признавая ваше превосходство в просвещенности над неимеющими

собственности, * пожелали, чтобы в ваши руки перешла часть власти, необходимая для того, чтобы вернуть социальную организацию к правильной деятельности. Неимеющие собственности перенесли почти целиком на себе псю тяжесть голода, вызванного необычайными мерами, которым они подверглись. Их обуздали. Население Франции, хотя силой вещей и было проникнуто горячим желанием возвращения порядка, могло быть преобразовано в социальном отношении лишь человеком гения: Бонапарт взялся за это и достиг успеха. Среди приведенных здесь мыслей я отметил, что вы проиграли битву; если же у вас остается на этот счет сомнение, то сравните степень уважения и благосостояния, которой теперь пользуются во Франции ученые и художники, с той, которой они пользовались до 1789 г. Избегайте, господа, ссор с этими людьми, так как вы будете разбиты во всех битвах, которые вы им позволите начать с вами; в военных действиях вы будете страдать больше, чем они, а мир будет вам невыгоден; пусть же будет вашей заслугой, что вы добровольно сделаете то, что рано или поздно вас силой заставят сделать ученые, художни-

  • Я предлагаю читателям обдумать следующее

замечание: собственники повелевают неимеющимн собственности не потому, что они ею обладают, но они обладают ею и повелевают потому, что на их стороне., как класса, превосходство в просвещении.

ки и лица либерального образа мыслей в союзе с неимущими. Подписывайтесь все,— это единственное имеющееся в вашем распоряжении средство предупредить несчастья, которые, как я вижу, вам угрожают. Раз мы уже коснулись этого вопроса, то будем иметь смелость не оставлять его, не бросив взгляда на политическое положение самой просвещенной части земного шара. В н а с т о я щ и й момент в Европе действия правительств не стеснены никаким заметным противодействием со стороны управляемых; но судя по состоянию умов в Англии, в Германии, в Италии, легко предсказать, что это спокойствие долго не продлится, если только своевременно не будут приняты необходимые меры предосторожности, ибо,, господа, не надо скрывать от себя, что кризис, в котором находится человеческое сознание, является общим для Б£ех просвещенных народов, и что симптомы, какие наблюдались во Франции во время происшедшего там взрыва, разумный наблюдатель может заметить у англичан и даже у немцев. Господа! Приняв мой проект, вы сведете кризисы, которые эти народы должны испытать на себе и к о т о р ы х не мажет п р е д о т в р а т и т ь никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах и избавите их от испытанного французским народом всеобщего брожения. Это такое брожение, когда все отношения между членами нации становятся непрочными, и

величайший из всех бичей — анархия — свободно производит свои опустошения до тех пор, пока обусловливаемая ею среди нации нищета не возбудит в душе самых невежественных людей желания восстановить порядок. Господа! Я проявил бы сомнение в вашем умственном развитии, если бы к уже изложенным доказательствам стал добавлять еще новые, чтобы убедить вас, что в ваших интересах принять предлагаемую мною меру для предотвращения угрожающих вам бед. Я с удовольствием представлю вам теперь этот проект с той точки зрения, которая будет льстить вашему самолюбию. Посмотрите на себя как на р е г у л я т о р о в хода развития человеческого ума; вы можете играть эту роль: ведь если подпиской вы доставите гениальным людям уважение и благосостояние, то одним из условий этой подписки, лишающим избранников права занимать какое- либо место в правительстве, вы обеспечите и себя и остальное человечество от невыгод, которые имеют место, если действенная власть находится в их руках. Действительно, опыт показал, что к здравым и верным новым концепциям, служащим основой для открытий, в самый момент их зарождения обычно примешиваются чрезвычайно порочные идеи, и, несмотря на это, очень часто изобретатель, если бы только это от него зависело, добивался бы их выполнения. Это лишь частный случай подобных

неудобств, но есть и общее обстоятельство, на которое я и укажу. Всякий раз, когда какое- либо открытие для своего применения требует навыков, отличных от существующих при его появлении, для поколения, современного его зарождению, оно является тем сокровищем, которым можно пользоваться лишь из любви к поколению, призванному извлечь из него всю пользу. Маленькую речь, с которой я позволил себе обратиться к вам, я закончу словами: Господа, если вы остаетесь во втором классе, то лишь потому, что вы сами этого хотите, ибо в вашей власти подняться в первый. Затем я обращусь к третьему классу. Друзья мои! В Англии есть много ученых. Образованные англичане питают больше уважения к ученым, чем к королям; в Англии все умеют читать, писать и считать; и вот, друзья мои, в этой стране городские и даже сельские рабочие каждый день едят мясо, пьют вино и хорошо одеваются. В России, если императору не нравится какой- нибудь ученый, ему отрезают нос и уши и ссылают в Сибирь. В России крестьяне так же невежественны, как и их лошади: и вот, друзья мои, русские крестьяне скверно питаются, плохо одеты и подвергаются палочным ударам. До сих пор у богачей не было других занятий, кроме командования вами; заставьте их просветиться и вас обучать; они принуждают ваши руки трудиться для них, а вы за-

ставьте их головы работать для вас; окажите им услугу, освободите их от тяжкого бремени скуки; они платят вам деньгами, а вы платите им уважением; ведь уважение очень ценная монета — и, к счастью, бедняк обладает ею в некоторой мере; затратьте ее, поскольку она имеется в вашем распоряжении, и ваша судьба быстро улучшится. Мне необходимо войти в кое-какие подробности для того, чтобы вы были в состоянии судить о моем совете и увидели все выгоды, которые получит человечество от осуществления моего плана, но я ограничусь лишь теми, которые мне представляются необходимыми. Ученый, друзья мои, это человек, который предвидит. Наука полезна именно тем, что она дает возможность предсказывать, и потому- то ученые стоят выше всех других людей. Все известные нам явления разделяются на различные категории. Вот принятый способ их деления: явления астрономические, физические, химические, физиологические. Всякий человек, отдающийся наукам, занимается одной из них больше, чем другими. Вы знаете некоторые предсказания астро- номовг, вы знаете, что они предсказывают затмения, но они делают и много других предсказаний, которыми вы не интересуетесь и о которых я не буду пытаться говорить с вами; я ограничусь лишь тем, что скажу несколько слов об их применении, польза их вам хорошо известна.

Относительное положение различных точек Земли удалось точно опреде/ить при помощи предсказаний астрономов; их же предсказания дают возможность плавать по самым обширным морям. Вы близко знакомы с некоторыми предсказаниями, химиков. Химик говорит вам, что из такого-то камня вы можете получить известь, а из такого-то не можете, что таким-то количеством золы такого- то дерева вы выбелите ваше белье так же хорошо, как гораздо большим количеством золы какого-либо иного дерева, что такое-то вещество, если смешать его с другим, даст продукт, который будет иметь такой-то вид и такие-то свойства. Физиолог занимается явлениями, происходящими в организованных телах; в случае, например, вашей болезни, он говорит вам: сегодня вы испытываете то-то, ну, значит, завтра вы будете в таком-то состоянии. Не подумайте, что я хочу убедить вас в том, что ученые могут предвидеть все; конечно, нет! всего они предвидеть не могут; я даже думаю, что они могут предсказывать очень немногое, но, как и я, вы убеждены в том, что ученые, каждый в своей области, могут предвидеть больше других; это вполне правильно, ибо репутацию ученых они приобретают благодаря тому, что их π ρ е д- с к а з а н и я о п р а в д ы в а ю т с я . Так по крайней мере происходит теперь, но так не было всегда. Это обстоятельство требует, чтобы мы оглянулись на развитие человеческого

разума, однако я не совсем уверен в том, что, несмотря на все мои старания выражаться ясно, вы поймете меня сразу, при первом чтении, но, подумав немного, вы с этим справитесь. Первые явления, которые человек последовательно наблюдал, были астрономические; есть основательные причины того, что человек начал именно с них: они очень просты. В начале своих астрономических работ человек с м е ш и в а л явления, которые он н а- б л ю д а л, с теми, которые он в о о б р а ж а л , и из этой бессмыслицы он строил возможно лучшие комбинации, чтобы удовлетворить все требования предсказаний; он постепенно освобождался от фактов, созданных его воображением, и после м«огих трудов в конце концов вступил на путь усовершествования этой науки. Астрономы приняли лишь то, что было удостоверено наблюдением; они остановились на с и с т е м е , которая наилучшим образом связывала эти явления между собой, и с тех пор они уже избавили свою науку от ложных шагов. Если создается н о в а я с и с τ е- м а, то прежде чем принять ее, они проверяют, лучше ли она с в я з ы в а е т между собой явления, нежели принятая ими прежде. Если обнаруживается новый факт, они посредством н а б л ю д е н и я проверяют, существует ли он в действительности. В ту эпоху, о которой я говорю, самую достопамятную в истории успехов человеческого ума, астрономы удалили из своей среды астро-

логов. Я должен сделать еще и другое замечание: начиная с этого времени, астрономы стали скромными, хорошими людьми; они уже не стремились казаться знающими то, чего они не знали, а вы, со своей стороны, перестали надоедать им своими нелепыми требованиями читать по звездам вашу судьбу. Так как химические явления более сложны, чем астрономические, то человек стал заниматься ими много позднее. При изучении химии он впадал в такие же ошибки, какие делал, изучая астрономию, но и химики в конце концов избавились от алхимиков. Физиология находится еще в том плохом положении, через которое уже прошли астрономические и химические знания. Физиологам надо удалить из своей среды философов, м о р а л и с т о в и м е т а ф и з и к о в, как астрономы изгнали а с т р о л о г о в , а химики а л х и м и к о в . *

  • Я не хочу сказать этим, что философы, моралисты

и метафизики не оказали услуг физиологии: хорошо известно, что астрологи были полезны астрономии, а алхимики сделали большую часть химических открытий, и, однако, все полагают, что астрономы, отделавшись от астрологов, а химики — от алхимиков, поступили очень хорошо. Остается разъяснить еще одну мысль: главные занятия философов, моралистов и метафизиков заключаются в изучении отношений, существующих между так называемыми физическими и моральными явлениями. Когда они успевают в этом направлении, их работы должны быть названы физиологическими; но они пытаются также связать общей системой все за-

Друзья мои, мы представляем собой организованные тела; свой план я составил, рассматривая наши общественные отношения как явления физиологические, и я докажу вам его правильность при помощи соображений, почерпнутых в той системе, которой я пользуюсь для установления связи между физиологическими явлениями. Длинным рядом наблюдений удостоверен тот факт, что каждый человек испытывает в большей или меньшей степени желание господствовать над всеми остальными людьми. * Ясно, что всякий неизолированный человек в своем общении с другими является и активным и пассивным в смысле преобладания, и я предлагаю вам воспользоваться тем небольшим преобладанием над богатыми людьми, которым вы располагаете. меченные явления. Для меня ясно, что это будет невозможно до тех пор, пока физиология не примет того метода, о котором я подробно говорил по поводу астрономии. Прибавлю к этому, что математика заключает в себе все ма1ериалы для построения общей системы, и если невозможно приложить вычисления к явлениям, которых нельзя привести к простейшему виду, то я не думаю, чтобы на этом основании мы должны были отказаться от надежды связать соответствующими обобщениями идею всемирного тяготения с идеями, служащими основой для теорий в различных отраслях физики.

  • Два пути могут дать человеку преобладание:

один из них объединяет частные и общие интересы. Моя цель украсить этот путь и усеять шипами другой.

Но прежде чем итти дальше, я должен рассмотреть с вами одно очень огорчающее вас обстоятельство. Вы говорите: нас больше, чем с о б с т в е н н и к о в , в десять, в д в а д ц а т ь , во с т о раз, и, однако, они имеют над нами гораз д о больше власти, чем мы над ними. Я понимаю, друзья мои, что вас это очень раздражает, но заметьте, что собственники, хотя их гораздо меньше числом, обладают большим просвещением, чем вы, и что для общего блага господство должно распределяться соответственно просвещению. Посмотрите, что произошло во Франции, когда ваши товарищи господствовали там: они вызвали голод. Возвратимся к плану, который я предлагаю. Приняв его и помогая его выполнению, вы постоянно будете давать в руки двадцати одного наиболее просвещенного человека два великих средства господства: уважение и деньги. По тысяче разных причин это поведет за собой быстрые успехи науки. Известно, что с каждым шагом вперед изучение наук становится легче; таким образом, те, кто подобно вам может посвящать лишь мало времени своему образованию, получат возможность больше узнать, а сделавшись более образованными, уменьшат в известной доле преобладание над ними богатых. И вы, друзья мои, скоро увидите прекрасные результаты; но я не хочу тратить время на беседу о том, что находится на пути, вступить

на который вы еще не решили. Потолкуем о том, что в настоящее время существует перед вашими глазами. Вы воздаете уважение, т. е. добровольно даете долю господства над вами тем людям, деятельность которых вы считаете для себя полезной. Ошибка, разделяемая вами со всеми другими людьми, состоит в том, что вы не проводите достаточно четкой раздельной линии между вещами временно полезными и вещами, обладающими длительной полезностью, между вещами местными и общими, между теми, которые доставляют выгоду одной части человечества за счет всего остального, и теми, которые увеличивают счастье всего человечества. Вы, наконец, еще не убедились в том, что для всех людей существует лишь один общий интерес — прогресс науки. Если мэр вашей деревни доставляет вам какие-нибудь преимущества перед соседними, вы восхищаетесь им, вы его уважаете; таким же образом и жители города обнаруживают желание пользоваться превосходством над окрестными городами; провинции соперничают между собой, а между нациями происходит по этому поводу борьба за свои интересы, называемая ими войной. * Какая до-

  • Моралисты противоречат самим себе, осуждая

эгоизм и одобряя патриотизм, ибо патриотизм есть не что иное, как национальный эгоизм; он заставляет нации совершать по отношению друг к другу те же несправедливости, какие отдельные люди делают из личного эгоизма.

ля усилии, сделанных всеми этими частями человечества, имела н е п о с р е д с т в е н ной целью общее благо? Поистине она очень мала, и это неудивительно, потому что человечество не приняло никаких мер к тому, чтобы к о л л е к т и в н о награждать тех, кто преуспевает в работе на общую пользу. Чтобы по возможности объединить в одно целое все силы, действующие в таких различных, часто п р о т и в о п о л о ж н ых направлениях, чтобы свести их, поскольку возможно, к одному направлению для улучшения человеческой судьбы, — для всего этого, я думаю, не найдется лучшего средства, чем то, которое я предлагаю. Теперь достаточно об ученых, поговорим о художниках. По воскресеньям красноречие имеет для вас свою прелесть; вам доставляет удовольствие читать хорошо написанную книгу, ви- Мнения по вопросу об эгоизме еще различны, хотя спор этот возник и очень горячо ведется с начала мира. Решение проблемы состоит в том, чтобы открыть путь, общий как для частных, так и для общих интересов. Сохранение обществ держится на эгоизме; все усилия сочетать интересы людей являются попытками целесообразными, все же рассуждения моралистов, уклоняющихся от такого сочетания интересов и стремящихся уничтожить эгоизм, представляют собой ряд ошибок, причину которых легко открыть. Морал и с т ы ч а с т о п р и н и м а ю т с л о в а за в е- Щ и. В первом человеческом поколении было больше всего личного эгоизма, так как индивидуумы совсем не с о ч е т а л и своих интересов.

деть прекрасные картины, прекрасные статуи, а также слушать музыку, способную приковать ваше внимание. Нужно много работать, чтобы говорить или писать так, чтобы вас это забавляло, чтобы создать нравящуюся вам картину или статую, чтобы сочинить интересную для вас музыку. Разве не будет вполне справедливо, друзья мои, вознаградить художников, наполняющих ваши досуги такими удовольствиями, которые более всего способны развить ваш ум, которые совершенствуют самые тонкие оттенки ваших чувствований? Подписывайтесь все, друзья мои: как мало вы ни дадите денег при подписке, общая сумма будет значительна, так как вас очень много; к тому же уважение, которым будут облечены те, кого вы выберете, даст неизмеримую силу. Вы увидите, как будут рваться богатые люди, чтобы отличиться в науках и искусствах, когда этот путь будет вести к высшим ступеням уважения. Вы много выиграете, если прекратите хотя бы только ссоры, порождаемые среди них бездельем и возникающие только из-за того, чтобы знать, какое число из вас будет под их властью; они всегда вмешивают вас в эти ссоры, и вы всегда при этом остаетесь в дураках. Если вы примете мой план, то вас затруднит лишь одно — выборы. Я скажу вам, друзья мои, каким образом я сделаю свой выбор. Я спрошу всех известных мне мате-

матиков, кто, по их мнению, три лучших математика, и я назову трех математиков, получивших наибольшее число голосов среди лиц, с которыми я буду советоваться; то же самое я сделаю с физиками и т. д.

  • * *

Теперь, друг мой, после того как я, разделив человечество на три группы, каждой из них представил соображения, которые, как кажется, должны бы их побудить принять мой проект, я обращусь ко всем моим соотечественникам в целом с изложением своих мыслей по поводу французской революции. Уничтожение привилегий по праву рождения потребовало усилий, которые разрушили скрепы старой организации, и это не было препятствием к общественному переустройству; но обращенный ко всем членам общества призыв выполнять правительственные функции не принес успеха. Помимо ужасных жестокостей, являвшихся вполне естественным следствием такого применения принципа равенства, которое вручило власть невежественным людям, оно создало в конце концов форму правления совершенно не пригодную, так как число правителей, которые все были платными, чтобы д а т ь д о с т у п к у п р а в л е н и ю людям неимущим, настолько увеличилось, что труда управляемых едва хватало на их со-

держание, а это вело к результату, совершенно противоположному постоянному желанию неимущих: платить поменьше налогов. Эта мысль мне кажется правильной. Первые жизненные потребности наиболее властны; неимущие же могут их удовлетворять лишь очень неполно. Физиолог ясно видит, что их настойчивым желанием является уменьшение налогов или, что то же, увеличение заработной платы. Я думаю, что всем классам общества будет хорошо при таком устройстве: духовная власть в руках ученых, светская — в руках собственников; власть же выбирать людей для выполнения обязанностей великих вождей человечества — в руках всего народа; заработная плата правителям — уважение. До завтра, друг мой; я думаю, что на сегодня довольно.

  • * *

Я не знаю, привидение ли это или только сон, но я несомненно испытал определенные ощущения, которые хочу описать вам. В прошлую ночь я услышал следующие слова : «Рим откажется от притязания быть главным городом моей церкви: папа, кардиналы, епископы и священники уж не будут говорить от моего имени; человек будет краснеть за совершенное им нечестие, за то,

что таким недальновидным людям он поручает представлять меня. Я запретил Адаму различать добро и зло, а он ослушался меня; я изгнал его из рая, но его потомству я дал средство утишить мой гнев: оно должно трудиться над своим усовершенствованием в познании добра и зла, и я улучшу его судьбу: придет день, когда я сделаю землю раем. Все те, кто устанавливал религии, получили от меня на это власть, но они плохо поняли мои указания; все они думали, что я доверил им мое божественное знание; их самолюбие побудило их провести пограничную линию между добром и злом в мельчайших поступках человека, а между тем все они пренебрегли важнейшей частью своей миссии — основанием такого учреждения, которое направило бы человеческий ум по кратчайшему пути бесконечного приближения к моей божественной мудрости; они все забыли предупредить священнослужителей, что я отниму у них власть говорить моим именем » если они не будут более учеными, чем паства, которую они ведут и которую они предоставляют господству светской власти. Знай, что я посадил Ньютона рядом с собой и что я поручил ему направлять просвещение и повелевать жителями всех планет. Собрание двадцати одного избранника человечества будет названо советом Ньютона и будет представлять меня на земле; оно разделит человечество на четыре части, ко-

торые будут называться: английской, французской, германской, итальянской; каждая из них будет иметь свой совет, составленный таким же образом, как и главный. Каждый человек, где бы он ни жил, примкнет к одной из этих частей и будет подписываться на организацию главного совета и совета своей части. Женщины б у д у т допущены к п о д п и с к е и могут быть и з б р а н ными. С верующими после смерти будет поступ- лено так, как они того заслужили в течение своей жизни. Члены совета отдельной части могут вступать в исполнение своих обязанностей лишь по утверждении главного совета. Этот совет не будет допускать тех, кого не сочтет на уровне наиболее высоких познаний, приобретенных в той части, для которой они избраны. Жители любой части земного шара, каких бы ни была она размеров и положения, в любое время смогут объявить себя секцией какого-либо отдела и избрать свой отдельный совет Ньютона. Члены этого совета могут вступать в исполнение своих обязанностей, лишь получив на это разрешение совета всего отдела. При главном совете непрерывно будет находиться депутация от каждого из советов отдельных частей, а при совете отдельной части будет состоять равным образом депутация от каждого совета сек-

ций. Эти депутации будут состоять из семи членов, по одному от каждого класса. Во всех этих советах председательствовать будет м а т е м а т и к , получивший наибольшее число голосов. Все советы будут разделены на две группы: первая будет состоять из четырех первых классов, а вторая — из трех последних. Когда вторая группа будет собираться отдельно, то председательствовать будет литератор, получивший больше всего голосов. Каждый совет построит храм, в котором будет находиться мавзолей в честь Ньютона. Этот храм будет разделен на две части: первая, вмещающая мавзолей, будет украшена всеми средствами, которые изобретут художники; вторая будет построена и украшена так, чтобы внушить людям представление о вечном обиталище тех, кто будет вредить прогрессу наук и искусств. Первая группа совета будет заведывать в н у т р е н н и м культом мавзолея. Вторая группа получит заведывание культом в н е ш н и м: он будет организован так, что представит собой величественное и блестящее зрелище. Всем выдающимся услугам, оказанным человечеству, всем действиям, особенно полезным для распространения веры, здесь будут воздавать почет; соединенный совет определит, в чем должны заключаться самые почести. Будут установлены отличительные знаки для членов советов и для назначенных ими лиц. Эти отличительные знаки будут явны-

ми или скрытыми, по желанию тех, кто имеет право их носить. Всякий верующий, живущий на расстоянии менее одного дня пути от храма, раз в год будет спускаться в мавзолей Ньютона через особый вход; родители будут приносить туда своих детей возможно скорее после их рождения. На всякого, кто не исполнит этого повеления, верующие будут смотреть, как на врага своей религии. Если Ньютон сочтет, что для выполнения моих намерений необходимо перенести смертного, спустившегося в его мавзолей, на другую планету, то он это сделает. В окрестностях храма будут построены лаборатории, мастерские и коллеж; вся роскошь будет сохранена для храма: лаборатория, мастерские, коллеж, жилища членов совета и помещения для приема депутаций от других советов будут построены и убраны просто. В библиотеке никогда не будет находиться свыше пятисот томов. Ежегодно каждый член совета будет назначать пять лиц: 1) помощника, присутствующего в совете с правом совещательного голоса в случае отсутствия того члена, которым он назначен, 2) министра культа из числа пятисот наиболее крупных подписчиков для священнодействия в больших церемониях, 3) лицо, своими трудами принесшее пользу прогрессу наук и искусств,

4) лицо, сделавшее полезные применения наук и искусств, 5) лицо, которому желательно оказать особое уважение* Эти назначения будут действительны лишь по утверждении большинством совета; они будут производиться ежегодно, и назначенные лица будут пользоваться своими правами лишь в течение года; они могут быть вновь избраны. Председатель каждого совета будет назначать хранителя священной территории, на которой находится храм с его службами; ему же будет поручена полиция, он явится также казначеем и будет заведывать расходами, всё под верховным управлением совета. Этот хранитель избирается из ста наиболее крупных подписчиков; он получит право присутствовать в совете; его назначение действительно лишь с утверждения большинства совета. Главный совет будет иметь особое помещение в каждой части; он будет иметь свою резиденцию поочередно в каждой из них в течение одного года. Основателем этой религии будет человек, облеченный наибольшей властью; в награду за это он будет иметь право входа во все советы и председательствования в них. Он сохранит это право в течение всей своей жизни, а после смерти будет погребен в могиле Ньютона. Все люди будут р а б о т а т ь ; они

все будут смотреть на себя, как на работников, прикрепленных к мастерской, работы которой имеют целью приблизить человеческий ум к моему божественному провидению. Главный совет Ньютона будет управлять всеми работами; он приложит все усилия к тому, чтобы хорошо уяснить следствия закона всемирного тяготения; это единственный закон, которому я подчинил вселенную. Все советы Ньютона будут соблюдать границу, отделяющую духовную власть от светской. Как только будут произведены выборы в главный совет и в советы отдельных частей, бич войны покинет Европу, чтобы никогда не возвращаться в нее. Знай, что езропейцы — дети Авеля; знай, что Азия и Африка населены потомством Каина; смотри, как кровожадны африканцы и как ленивы азиаты; эти порочные люди не продолжали своих первых усилий приблизиться к .моей божественной мудрости. Европейцы соединят свои силы и освободят CLOHX братьев греков от владычества турок. Основатель религии будет главным предводителем армий верующих. Эти армии подчи'- нят детей Каина религии и по всей земле учредят установления, необходимые для безопасности членов советов Ньютона во всех путешествиях, которые они сочтут полезными для развития человеческого духа... Спи!» Когда я проснулся, в моей памяти ясно запечатлелось все то, что вы сейчас прочли.



Личные инструменты