Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.
СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II
Материал из m-17.info
Если мы не можем верить Сен-Симону, когда он объясняет все перипетии своей карьеры заранее поставленной общей жизненной задачей, то, вступая сорока двух лет на путь литературной деятельности, он, несомненно, такую общую задачу себе ставил. Это была задача создания новой философии, новой энциклопедии, которая должна была дать на основе всех приобретений отдельных точных наук широкое обобщение положительного характера— в отличи© от Энциклопедии XVIII в., цель которой была по существу отрицательная: не создание новой системы, а разрушение старой. Центральное место в этой философии должна занимать, по мнению Сен-Симона, наука о человеке, социальная наука, которая должна, подобно физике, химии и астрономии, стать наукой «позитивной», основанной на наблюдениях и фактах. Но философия у Сен-Симона не есть лишь высшее теоретическое обобщение, она является в то же время и практическим руководителем, организация философии — организация жизни. В сущности философия интересует Сен-Симона именно в этом своем втором качестве, новая философская система создастся им как основа для новой системы общественных отношений. Учение Сен-Симона проникнуто активностью в самой высокой мере, пассивная созерцательность ему совершенно чужда. Эту связь философии с жизнью отнюдь не лледует понимать так, как понимали ее французские рационалисты XVIII в. Для них было характерно противопоставление существующего строя строю разумному, естественному. Задачу общественной философии они видели в том, чтобы открыть вечные и неизменные законы этого естественного строя. С их открытием в жизни общества должен воцариться разум, господство которого сменит господство невежества, неразумия. Вся эта концепция Сен-Симону совершенно чужда. Все общественные институты — и собственность, и политическое устройство, и даже религия — имеют, по его мнению, лишь относительное, историческое значение. Учение Сен- Симона не знает общественного строя, естественного для человека вообще, вне условий времени и пространства. Учение Сен-Симона не знает и резкого разрыва между неразумием настоящего и прошедшего и разумом грядущего. Но зато оно знает чуждую последовательному рационализму XVIII в. идею закономерности общественного развития, идею, порожденную опытом революционных десятилетий и освященную великими достижениями естественных наук. Идея закономерности — основной стержень системы Сен-Симона. Детерминизм — руководящий принцип научной методологии, совершенно бесспорный в области наук физических. Сен-Симон настаивает, что этот принцип должен быть перенесен и в область истории, если она хочет быть наукой. Существует закон жизни человечества, который может быть установлен научно и знание которого дает возможность предвидения в области явлений социальных, как в области явлений физических. Этот высший закон все увлекает и надо всем господствует. Люди для него — только орудия. Хотя он действует через людей, но не в их власти уклониться от его влияния или овладеть его действием. Новая система общественных отношений, которую возвещает Сен-Симон, не есть, следовательно, как то было у рационалистов, система, отвечающая вечным требованиям разума; она — необходимое следствие и естественное продолжение всей прошлой истории. Она должна осуществиться в силу самого хода событий. ** «Будущее слагается из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое».**·' Цель истории как науки и состоит в том, чтобы дать человечеству возможность от того, что произошло, заключать о том, что будет. История остается нагромождением груды фактов, пока эти факты не связаны теорией, устанавливающей порядок их последовательности.*
- !**
В закономерном историческом процессе философские системы занимают вполне определенное и весьма важное место. Философия каждой исторической эпохи определяет ее социальную и политическую систему. «Основная задача философов заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства,
- Saint-Simon, Oeuvres choisie. Ill, 191.
- Там же, II, 379.
- Там же, 132.
- Там же, III, 217-218; U, 196.
- Там же, 132.
- Там же, II, 379.
чтобы побудить управляемых и правящих принять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершен^ ствованию, чтобы низвергнуть ее, когда она достигнет высшей степени своего совершенства,— низвергнуть и построить из нее новую при помощи материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области»« * В приведенных словах в сжатой форме выражен ряд мыслей, чрезвычайно характерных для исторической теории Сен- Симона, Эта историческая теория — теория явно идеалистическая. В ней правят миром философские идеи, имеющие своей основой достижения отдельных наук, следовательно, достижения человеческого разума. Философия не есть нечто единое, само себе равное. Философия развивается, и в ее рамках развивается жизнь. Каждая данная философская система возникает не случайно в голове того или иного случайного гениального мыслителя. Она возникает закономерно на основе успехов наук и потребностей общества. Философ не выдумывает ее, а постигает. Постигнутая, она усваивается обществом как наилучшая для данной эпохи, существует, пока общество может в ее рамках развиваться, затем разрушается, чтобы дать место новой, соответствующей новому уровню знаний, новой эпохе.
- Oeuvres choisies, III, 217—218.
В подтверждение того, что философско- историческая система Сен-Симона должна быть отнесена к числу идеалистических, можно привести цитаты из произведений Сен- Симона всех эпох его литературной деятельности. Политические системы возникают, по Сен-Симону, не случайно, а в силу закона прогресса человеческого разума. * Поэтому устойчивым порядком может быть только порядок, согласный с состоянием просвещения.
- Состоянием просвещения определяются
пределы власти и возможных ее достижений.
- Средневековую теологическую и
феодальную систему создали и ввели в жизнь философы, предварительно разрушившие старые системы, в свое время также созданные античными, греческими и римскими философами. **** Необходимые средства для создания всякой новой общественной системы дает прогресс знаний. ***** Таким образом, господство военных в свое время было необходимо в силу низкого интел* лектуального развития европейцев и в силу прогресса знаний перестало быть необходимым.
- Подобного рода замечаний можно
найти у Сен-Симона сколько угодно, и все они составляют в совокупности после до-
- Oeuvres choisies, III, 379.
- Там же, III, 12.
- Там же, III, 105.
- Там же, П, 218.
- Там же, III, 252.
- Там же, III, 277-278.
- Там же, III, 252.
- Там же, П, 218.
- Там же, III, 105.
- Там же, III, 12.
вательную, продуманную идеалистическую систему. С этим же рядом положений связана та высокая оценка, какую дает Сен- Симон исторической роли духовной власти. Правда, наряду с этим мы встречаем иногда фразы и обороты, дававшие некоторым исследователям повод причислять Сен- Симона к первым провозвестникам материалистического понимания истории. Так, выясняя причины упадка значения старой военной знати и роста авторитета промышленников, Сен-Симон связывает эти явления с перемещением собственности и с переходом руководящих функций в производстве из рук первых в руки вторых. Перемещение собственности он в свою очередь объясняет чисто хозяйственными причинами. * Он утверждает, что организация собственности составляет фундамент социального здания, тогда как организация правительства является лишь его формой. Основную причину французской буржуазной революции он в*идит в изменении соотношения общественных сил как в результате интеллектуального прогресса, так и в результате прогресса экономического.
- И тем не менее все эти положения
не дают основания говорить о материализме концепции Сен-Симона. Само хозяйственное развитие всегда мыслится им
- Du système industriel, Paris, 1822, стр. 47.
- Эта мысль повторяется много раз. Напр., Du
système industriel, 50—51.
как в существе своем развитие интеллектуальное, как одно из проявлений умственного прогресса. Рост промышленности, рост власти человека над природой — результат применения общей системы знаний. * Если данные Сен-Симоном характеристики отдельных моментов конкретного исторического процесса действительно, как мы еще увидим, содействовали уяснению реальных движущих сил истории, то общая его философеко-исторнче- ская концепция не теряет на всем протяжении его работы идеалистического характера. Каждая новая общественная система, сменяя систему устаревшую, составляет некоторый шаг вперед в развитии общества. Это развитие мыслится Сен-Симоном как аналогичное развитию человеческого организма. Общество человеческое, подобно человеку, с момента своего возникновения совершенствуется, достигая в конце концов зрелости ». *' В первом периоде детства все сосредоточено на еде, все силы направлены на добывание пищи; добывание пищи является главным занятием народов, стоящих на первой ступени цивилизации. В следующем периоде детства ребенок начинает увлекаться ремеслами: он охотно возводит каменные насыпи, прорывает каналы и т. п. Этому пе-
- Особенно отчетливо в Opinions (1825 г.)
Oeuvres choisies, III, 232—240.
- Oeuvres choisies, 111,^261 и ел., α также в „Mémoires"
— passin·.
ρ иоду соответствует та ступень цивилизации, на которой стоял древний Египет с его пирамидами. В юношеском возрасте у человека является склонность к изящным искусствам: всякий молодой человек пробует свои силы либо в поэзии, либо в музыке, либо в живописи. Той же склонностью отличались древние греки. Вступая в период физической зрелости, человек пробует свои силы, определяет их пределы в борьбе с природой. Аналогию этому периоду составляет римская цивилизация. Затем деятельность человека становится медленнее, но правильнее, воображение слабеет и растут силы рассудительности. То же переживает последовательно и человечество. * Исторической теории Сен-Симона не чужды известные черты диалектики. Процесс совершенствования общества, медленный и равномерный, прерывается в определенные моменты бурными кризисами, свойственными также и процессу развития индивидуума. Мы уже знаем, чем эти кризисы вызываются. Общественная система до известного момента отвечает состоянию человеческих знаний, цивилизации, в ее пределах человечество может развиваться. Поскольку это так, система существует и совершенствуется. Но затем человечество ее перерастает, между ее основами и состоянием цивилизации образуется разрыв,— наступает период критики, разру-
- Oeuvres choisies, 105—107.
шения системы, за которым следует период построения нового здания, соответствующего высшему уровню, достигнутому цивилизацией. В политическом организме, говорит Сен-Симон, всегда существуют совместно два момента: пережитки угасающего прошлого и зародыши восходящего будущего. Анализ настоящего, взятого изолированно, может дать только очень поверхностные или даже совершенно ложные выводы в результате смешения этих двух моментов. Своим изображением роста человечества как процесса, аналогичного росту человека, Сен-Симон напоминает Руссо. Но от Руссо Сен-Симон отличается своим оптимизмом. Для Руссо золотой век был позади, современное человечество, по его мнению, переживает период старческого одряхления. Сен- Симон самым горячим образом протестует против этой идеи. «Золотой век,— говорит он,— который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас». * Золотой век принесет человечеству совершенствование социального строя. Нам его не видать, но дети наши когда-нибудь в нгго войдут, а мы должны проложить к нему путь. Человечество, таким образом, не регрессирует, но прогрессирует. Оно вступает сейчас в свой зрелый возраст. ** Повидимому,
- Oeuvres choisies, III, 215, эпиграф к „Opinions**.
- Вполне точно: социальный возраст французского
народа соответствует 21 году. Oeuvres choisies, IN, 187.
вопреки аналогии с организмом и в противоположность учению Руссо, Сен-Симон вовсе не считает необходимым для человечества одряхление и упадок даже в отдаленном будущем. Каковы же признаки прогресса, в чем он выражается? Для того чтобы судить о том, прогрессирует или регрессирует человечество, необходимо иметь какие-то критерии для оценки сменяющих одна другую общественных систем. Таких критериев Сен-Симон устанавливает четыре. «Лучшее общественное устройство — то, которое делает жизнь людей, составляющих большинство общества, возможно счастливее, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей. Это такое общественное устройство, при котором достойнейшие люди, внутренняя ценность которых наиболее велика, располагают максимумом возможностей достичь высшего положения, независимо от того, куда их поместила случайность их рождения. Это затем такое общественное устройство, которое объединяет в одно общество наиболее многочисленное население и предоставляет в его распоряжение максимум средств для сопротивления иноземцам. Это, наконец, такое общественное устройство, которое приводит в результате покровительствуемых им трудов к наиболее важным открытиям и к наибольшему прогрессу цивилизации и наук». Пользуясь этими критериями, Сен-Симон и доказывает превосходство каждой последующей общественной системы над системой, ей предшествующей, тем самым подтверждая свою концепцию прогресса.