|
|
Строка 14: |
Строка 14: |
| | | |
| | | |
- |
| |
- | IV
| |
- |
| |
- | Какова же была практическая программа
| |
- | Сен-Симона? Как представлял он себе будущий
| |
- | промышленный строй? Мы уже знаем,
| |
- | что социально-политически переход от существующего,
| |
- | неорганизованного состояния, являющегося
| |
- | продуктом разложения феодального
| |
- | строя, к промышленной системе мыслится
| |
- | Сен-Симоном как переход ©ласти из рук
| |
- | феодальных и промежуточных общественных
| |
- | групп в руки промышленников и ученых.
| |
- | ДЛЯ него это равносильно переходу дела
| |
- | управления государством от бездельников и
| |
- | паразитов к трудящимся. Формы, в которых
| |
- | он изображает в различных произведениях
| |
- | 4*
| |
- |
| |
- | самую организацию власти промышленников
| |
- | и ученых, довольно разнообразны, но существо
| |
- | этой организации всегда остается приблизительно
| |
- | одним и тем же: духовная
| |
- | власть сосредотачивается в Академии, светская
| |
- | — в Совете промышленников. * Существующие
| |
- | органы власти этим отнюдь не
| |
- | упраздняются. Остается король, остается
| |
- | министерство, остаются палаты. Но законодательная
| |
- | инициатива, составлеиие бюджета,
| |
- | контроль за его исполнением — все это передается
| |
- | новым органам, к которым и переходит
| |
- | вследствие этого реальная власть.
| |
- | Новые общественные силы, получив
| |
- | власть, должны будут неизбежно поставить
| |
- | перед собой новые цели, принципиально отличные
| |
- | от целей старой власти. «До настоящего
| |
- | времени,— говорит Сен-Симон,— правители
| |
- | смотрели на народы как на свои вотчины:
| |
- | все их политические планы были направлены
| |
- | или на эксплоатацию этих вотчин, или
| |
- | на их увеличение». ** Этому принципу старой
| |
- | власти противопоставляли в борьбе с нею
| |
- | принцип свободы. Его было необходимо провозгласить
| |
- | тогда, когда свобода всячески угнеталась,
| |
- | когда нужно было сдерживать произвол.
| |
- | Но при построении промышленной и
| |
- | научной системы свобода не может быть
| |
- | целью. Люди соединяются в общества вовсе
| |
- | не для обеспечения свободы, так как свобод-
| |
- | * Oeuvres choisies, III, 205, 308—309 и др.
| |
- | ** Там же, II, 365.
| |
- |
| |
- | нее всего они в изолированном состоянии.
| |
- | Идея свободы как цели общественной организации
| |
- | есть пустая и метафизическая идея,
| |
- | соответствующая потребностям переходного
| |
- | времени разложения феодально-богословского
| |
- | строя. Точно так же «нелепа формальная
| |
- | идея порядка в качестве цели общества.
| |
- | Поддержание порядка — средство, а не цель
| |
- | для общества. Это — основное условие, при
| |
- | котором общество может посвятить себя какой-
| |
- | либо деятельности, но отнюдь не содержание
| |
- | деятельности. * Гораздо ближе к истине
| |
- | те, кто провозглашает в качестве основного
| |
- | принципа для нового общества благо нации.
| |
- | Но и это неопределенно: благо нации
| |
- | допускает самые различные толкования, всякий
| |
- | правитель может понимать его соответственно
| |
- | своему вкусу. Если он честолюбив,
| |
- | он будет видеть благо народа в завоеваниях,
| |
- | если он любит роскошь, он будет считать
| |
- | благом постройку дворцов и устройство
| |
- | празднеств и т. п. Поэтому необходимо дать
| |
- | более точное определение цели общественной
| |
- | организации. Это определение гласит: «Целью
| |
- | общественной организации должно быть возможно
| |
- | лучшее применение в целях удовлетворения
| |
- | потребностей человека знаний, добытых
| |
- | науками, искусствами и ремеслами,
| |
- | распространение этих знаний, их развитие и
| |
- | возможно большее накопление — иными словами,
| |
- | возможно более полезное комбинирова-
| |
- | * Du système industriel, XII, 375.
| |
- |
| |
- | ние всех отдельных работ в области наук,
| |
- | искусств и ремесел». * Стремление к возможно
| |
- | более широкому удовлетворению человеческих
| |
- | потребностей — характерная черта
| |
- | социальной философии Сен-Симона. Ему совершенно
| |
- | чужды аскетические тенденции,
| |
- | свойственные большинству более ранних утопистов
| |
- | (в том числе и бабувистам).
| |
- | Сен-Симон нигде не дает более конкретной
| |
- | характеристики этой деятельности общества
| |
- | по комбинированию отдельных работ. По
| |
- | этому вопросу в его произведениях имеются
| |
- | лишь разбросанные там и сям намеки. Но во
| |
- | всяком случае самая идея общественной организации
| |
- | производства, общественного плана
| |
- | производства не есть случайная идея в
| |
- | учении Сен-Симона. Основная задача промышленной
| |
- | системы — установление ясного и
| |
- | разумно комбинированного плана работ,
| |
- | которые должны быть выполнены обществом.
| |
- | Наличие общего плана хозяйства — черта,
| |
- | наиболее резко отличающая систему, проповедуемую
| |
- | Сен-Симоном, от хозяйственной
| |
- | анархии, характерной для капиталистического
| |
- | строя. Это именно и позволяет ему именовать
| |
- | будущий общественный строй — а с с о ц
| |
- | и а ц и е й . ** Но это слово не должно вводить
| |
- | нас в заблуждение. Ассоциация Сен-
| |
- | Симона не предполагает общественной собственности
| |
- | на средства производства. У него
| |
- | * Oeuvres choisies, II, 370.
| |
- | ** Там же, II, 375.
| |
- |
| |
- | нет речи об отмене частной собственности, об
| |
- | экспроприации. Государство лишь в известной
| |
- | мере подчиняет деятельность отдельных
| |
- | промышленников общему плану, направляя
| |
- | ее в известное русло. Сохраняется, следовательно,
| |
- | и классовое строение общества, как
| |
- | сохраняется барыш предпринимателей. Сен-
| |
- | Симон прямо призывает не очень придираться
| |
- | к барышам промышленников, если они
| |
- | ведут работы, полезные для государства. *
| |
- | Необходимо,— говорит он,— поощрять возможно
| |
- | больше земледельческую, промышленную
| |
- | и торговую деятельность... Надо привлекать
| |
- | людей приманкой частных выгод к работам
| |
- | по устройству каналов, дорог и мостов,
| |
- | по осушению, распашке и орошению. Общество
| |
- | и в будущем сохранит, по мнению Сен-
| |
- | Симона, форму пирамиды.
| |
- | Как мы уже знаем, Сен-Симон не считает
| |
- | институт собственности вечным и неизменным.
| |
- | Этот институт подлежит усовершенствованию
| |
- | с изменением исторических условий:
| |
- | «до очевидности ясно,— говорит Сен-
| |
- | Симон,— что в каждой стране основным законом
| |
- | является тот, который устанавливает
| |
- | формы его организации, но из того, что этот
| |
- | закон является основным, еще не следует,
| |
- | что он не может быть изменен». Сен-Симон
| |
- | считает необходимым отыскание такого способа
| |
- | организации собственности, который
| |
- | * Oeuvres choisies, II, 443.
| |
- |
| |
- | доставил бы наибольшую сумму благосостояния
| |
- | и свободы.
| |
- | Сен-Симон считает, что промышленная
| |
- | система будет системой максимально возможного
| |
- | равенства. Полное равенство немыслимо.
| |
- | Мы уже (видели, как Сен-Симон осуждает
| |
- | «страсть к равенству» эпохи буржуазной революции.
| |
- | Действительно осуществимое равенство
| |
- | состоит прежде ©сего в том, что в
| |
- | промышленной системе все являются трудящимися,
| |
- | паразитизм старых правящих групп
| |
- | исчезает. Общество есть союз людей, занятых
| |
- | полезными работами. Уже в «Письмах
| |
- | женевского обитателя» (1802) Сен-Симон
| |
- | провозглашает принцип всеобщего труда: «Все
| |
- | люди будут работать; они все будут смотреть
| |
- | на себя как на работников, прикрепленных к
| |
- | мастерской... На каждого возложена обязанность
| |
- | постоянно давать своим силам применение,
| |
- | полезное для человечества». Бесполезных
| |
- | для мастерской работников в ней не
| |
- | должно быть. * Различие между трудящимися
| |
- | лишь в том, что одни работают руками,
| |
- | другие — головой. Богатого только за то и
| |
- | будут кормить бедные, что он работает головой.
| |
- | Но место, которое каждый занимает в
| |
- | общественной системе, будет определяться не
| |
- | случайностью рождения, так как все привилегии
| |
- | будут уничтожены, а способностями.
| |
- | Как известно, из этого положения ученики
| |
- | Сен-Симона сделали вывод об отмене права
| |
- | • Oeuvres de S.-Simon et d'Enfantin, XV (1), 55.
| |
- |
| |
- | наследования и об иерархии способностей «во
| |
- | всех областях общественной жизни, в том
| |
- | числе и в хозяйственной («каждому — по егс
| |
- | способностям, каждой способности — по ее
| |
- | делам»). У Сен-Симона проблема остается
| |
- | недодуманной. Иногда о« под привилегиями
| |
- | разумеет и богатство: богатый, мозг которого
| |
- | не способен к работе, будет вынужден работать
| |
- | руками. Иногда он имеет в виду только
| |
- | политические привилегии и говорит о способностях
| |
- | как об условии политического возвышения.
| |
- | * В одном месте он говорит, что значение
| |
- | и доход каждого должны быть пропорциональны
| |
- | его способностям и его вкладу
| |
- | (mise). ** Во всяком случае принцип возвышения
| |
- | по способностям (в промышленности)
| |
- | и незыблемость права собственности на
| |
- | средства производства у него остаются ле-
| |
- | примиренными-
| |
- | В таких пределах осуществляется в промышленной
| |
- | системе равенство. И все-таки
| |
- | Сен-Симон заявляет, что организованная
| |
- | описанным выше способом деятельность системы
| |
- | будет направлена к наибольшей выгоде
| |
- | наибольшей массы. Эта тема повторяется
| |
- | во всех произведениях последнего периода
| |
- | его деятельности. Иногда Сен-Симон говорит
| |
- | об организации политического общества, предоставляющего
| |
- | всем образующим его индивидуумам
| |
- | возможно большую сумму счастья,
| |
- | * Oeuvres choisies, Jl, 444.
| |
- | ** L'Organisateur, 9 lettre.
| |
- |
| |
- |
| |
- | иногда — о создании учреждений, целью которых
| |
- | будет увеличение благосостояния последнего
| |
- | и самого многочисленного общественного
| |
- | класса или самого бедного общественного
| |
- | класса. Наконец, мы имеем и еще
| |
- | одну совершенно отчетливую формулировку:
| |
- | общественное устройство, основные учреждения
| |
- | которого в своей совокупности содействуют
| |
- | увеличению благосостояния пролетариев.
| |
- | * Настойчивость, с которой Сен-Симон
| |
- | возвращается к этой мысли, возрастающая
| |
- | точность ее выражения, пафос — все это свидетельствует
| |
- | о том, что в последние годы
| |
- | жизни интерес Сен-Симона к участи пролетариев
| |
- | был очень велик. С этим связано, конечно,
| |
- | и изменение оценки, какую давал Сен-
| |
- | Симон деятельности и успехам пролетариев
| |
- | в последние годы. К сожалению, интерес к
| |
- | пролетариату нашел свое выражение лишыв
| |
- | приведенных формулировках; он не успел
| |
- | оказать влияния ни на сен-симоновскую
| |
- | теорию классов, ни на его концепцию будущей
| |
- | общественной системы. Конкретного
| |
- | представления о том, какими мерами должно
| |
- | быть достигнуто повышение благосостояния
| |
- | наиболее многочисленного класса, у Сен-Симона
| |
- | в сущности нет. Мы можем отметить в
| |
- | характеристике будущего строя только одно
| |
- | сколько-нибудь существенное положение, непосредственно
| |
- | отвечающее на нужды проле-
| |
- | * Oeuvres choisies, IIr, а39, 313—314; Nouveau
| |
- | Christianisme, 317 и ел. passim.
| |
- |
| |
- | тариата. Как мы знаем, труд у Сен-Симона
| |
- | обязателен для всех. Естественно, что он
| |
- | должен быть и доступен для всех. Сен-Симон,
| |
- | очевидно под впечатлением наблюдавшихся
| |
- | в начале XIX в. промышленных кризисов
| |
- | и обусловленной ими безработицы, обращает
| |
- | на этот вопрос особое внимание. Он
| |
- | не раз возвращается к мысли, что обществега-
| |
- | ная система должна обеспечить пролетариату
| |
- | непрерывный труд. У Сен-Симона есть,
| |
- | таким образом, идея п р а в а на т р у д ; но
| |
- | она не получает у него сколько-нибудь исчерпывающего
| |
- | развития. *
| |
- | Очень интересны выводы, которые делает
| |
- | Сен-Симон из своей концепции промышленной
| |
- | системы по отношению к функциям власти.
| |
- | В старых общественных системах интересы
| |
- | большинства наций были подчинены
| |
- | интересам меньшинства. Это было необходимо
| |
- | вследствие невежества большинства, которое
| |
- | приходилось держать в опеке, чтобы не
| |
- | давать обществу распасться. Поэтому главной
| |
- | функцией власти в старом обществе было
| |
- | поддержание порядка среди этого подчиненного
| |
- | большинства. Обеспечение спокойствия
| |
- | и безопасности всем видам труда — такова
| |
- | была полезная сторона ее действий. Но это
| |
- | спокойствие достигалось с громадной затратой
| |
- | сил: меньшая часть общества тратила
| |
- | свои силы и значительную часть сил боль-
| |
- | * Oeuvres choisies, I!I, 244, 288.
| |
- |
| |
- | шей на то, чтобы держать ее в покорности;
| |
- | большая тратила свои силы на борьбу с
| |
- | меньшей. Между тем воздействие человека
| |
- | на человека само по себе вредно; нет другого
| |
- | полезного труда, как воздействие человека
| |
- | на вещи.
| |
- | Переход к новой системе, ставший возможным
| |
- | вследствие того, что большинство народа
| |
- | созрело и не нуждается более в опеке (см.
| |
- | выше о зрелости французского пролетариата),
| |
- | позволяет свести к минимуму функции
| |
- | поддержания порядка. Промышленная система
| |
- | менее ©сего требует управления людьми,
| |
- | так как в системе, прямая цель которой —
| |
- | благо большинства, не приходится тратить
| |
- | энергию на поддержание власти над этим
| |
- | большинством, которое уже не является врагом
| |
- | существующего порядка. «Отсюда следует,
| |
- | что власть, управляющая в собственном
| |
- | смысле слова, будет (в промышленной
| |
- | системе), насколько возможно, ограничена».
| |
- | Функция порядка отойдет на задний план и,
| |
- | может быть, даже не будет требовать особых
| |
- | должностных лиц. «Обязанность поддержания
| |
- | порядка сможет легко стать почти целиком
| |
- | общей обязанностью всех граждан — в
| |
- | смысле ли задержания нарушителей порядка,
| |
- | в смысле ли разрешения споров». Место
| |
- | системы управления людьми, системы господства
| |
- | займет система администрации, система
| |
- | управления вещами. Административная власть
| |
- | сменит власть правительственную. И основной
| |
- | задачей этой администрирующей власти,
| |
- |
| |
- | носителями которой будут ученые, художники
| |
- | и промышленники, будет организация работ
| |
- | по культивированию земного шара в интересах
| |
- | человечества. Средства, идущие на
| |
- | войско и полицию, пойдут только на промышленную
| |
- | деятельность, распространение
| |
- | знаний и развлечения. Будущее общество
| |
- | представляется Сен-Симону в виде громадной,
| |
- | сложной мастерской. Политика в таком
| |
- | обществе — прежде всего наука о производстве.
| |
- | Легко себе представить, чего сможет
| |
- | достичь человечество, когда оно перестанет
| |
- | расточать силы на управление друг другом и
| |
- | организует их для совместного воздействия
| |
- | на природу, в особенности, если тот же
| |
- | принцип восторжествует и в отношениях народов
| |
- | между собой. *
| |
- |
| |
- | V
| |
| ---- | | ---- |
Академик В. Я. ВОЛГИН